Затяжка, крепление и маркировка кабелей


Категория Судовые электромонтажные работы

Перед началом затяжки кабелей проверяют:
1) комплектность, качество и правильность установки электрооборудования, его амортизацию и заземление;
2) соответствие типов установленного электрооборудования конструкторской документации и формулярам заводов-поставщиков;
3) исправность и правильность установки конструкций для кабелей;
4) соответствие диаметров отверстий сальников наружным диаметрам затягиваемых кабелей;
5) выполнение временного демонтажа всех устройств, мешающих свободной прокладке кабелей;
6) правильность расположения по помещениям доставленных на судно кабелей;
7) исправность установленной технологической оснастки для затяжки кабелей.

Все прокладываемые кабели подразделяют на две группы: магистральные, проходящие при прокладке через две и более переборки или палубы, и местные, прокладываемые в пределах данного помещения судна.

По окончании установки на судне электротехнических изделий приступают к установке технологической оснастки и приспособлений для затяжки магистральных кабелей. На палубе судна, в районе затяжки кабелей ставят стол руководителя работ, на котором размещают пульт управления. Во всех помещениях, через которые проходят магистральные кабели, монтируют приборы сигнализации, связанные с пультом. Схема управления может предусматривать использование световой или звуковой сигнализации, телефонной или громкоговорящей связи. Возле люка, через который должны подаваться магистральные кабели, устанавливают заготовительный барабан.

В помещении, из которого намечено производить затяжку кабелей, устраивают деревянный помост размером 3×4 м, необходимый для укладки кабелей «восьмерками». На поворотах трасс устанавливают рольганги (направляющие активные ролики). Рольганги временно крепят к конструкциям для прокладки кабелей или к деталям корпусного набора. С обеих сторон переборки или палубы у каждой кабельной коробки временно закрепляют шаблоны раскладки кабелей с бирками для штатной маркировки кабелей. Все помещения, через которые предстоит прокладывать магистральные кабели, должны быть хорошо освещены. Если трасса кабелей проходит выше 1,8 м от палубы, то устанавливают леса и подмостки. Вокруг открытых люков, съемных листов, а также на лесах устраивают временные ограждения.

Руководитель работ проверяет правильность размещения и установки оснастки и приспособлений. Вдоль всей трассы расставляют рабочих (у каждой переборки по одному рабочему и далее по мере надобности). По команде руководителя кабель передают из рук в руки до места установки электроизделия, к которому он должен быть подключен. Кабель сразу же укладывают в изделия, предназначенные для крепления.

Применяют пять основных способов затяжки: транзитный, односторонний, двусторонний, смешанный и произвольный. Транзитным способом называют такой, при котором все кабели независимо от места прокладки подают транзитом из одного пункта и затягивают вдоль трассы до подхода стоп-марок к соответствующим контрольным переборкам. Данный способ рекомендуется для затяжки кабелей длиной до 50—60 м сквозь кабельные коробки и т. п.

При затяжке кабелей транзитным методом необходимо:
— выбрать пункт подачи кабелей — в кормовой или в носовой оконечности корпуса судна;
— определить контрольные переборки;
— на всех переборках обозначить отверстия для прохода кабелей данной трассы.

Рис. 1. Расположение технологической оснастки для затяжки кабелей.
1 — стол руководителя; 2 — пульт управления; 3 — барабан заготовительный с намотанными на него магистральными кабелями, 4, 14 — желоба деревянные; 5 — палуба; 5 — доска с бирками для кабелей; 7 — коробка; 8 — прибор связи; 9 — прочие переборки; 10 — рольганг; Л — кабель в процессе протягивания; 12 — помост деревянный; 13 — переборка-ориентир; 15 — кабель, окончательно уложенный в подвески; 16 — кабельная подвеска; 17 — бирка маркировочная.

Рис. 2. Подача и укладка кабелей:
а — подача кабеля через люк; б — укладка кабеля в подвесках.

При длине отрезков кабелей 60 м и больше и количестве переборок более шести затяжка кабелей транзитом не рекомендуется, так как в этом случае трудно уберечь оболочку кабеля от механических повреждений.

При одностороннем способе кабели затягивают в нужной очередности из нескольких пунктов подачи до подхода стоп-марок к контрольным переборкам. Этот метод рекомендуется для затяжки кабелей длиной до 50—60 м сквозь индивидуальные сальники и т. п.

Двусторонний способ предусматривает затяжку кабелей из одного пункта подачи, расположенного примерно в середине трассы (при одной переборке-ориентире). Возможны два варианта способа: затяжка от середины в нос и корму последовательно, то же одновременно.

Рис. 3. Схема затяжки магистральных кабелей транзитным (а) и односторонним (б) способами.
1—5 — кабели; 6 — стоп-марка; 7 — переборка.

Порядок затяжки кабелей способом от середины в нос и корму последовательно представлен на рис. 4. Конец кабеля с барабана подают в люк рабочему, направляющему кабель к носу судна, в предназначенные отверстия в переборках до тех пор, пока до переборки не дойдет стоп-марка. Затем кормовую часть отрезка кабеля выкладывают аккуратно восьмерками на деревянный помост и одновременно укладывают затянутую носовую часть кабеля на штатное место. Далее затягивают и укладывают на штатное место кормовую часть кабеля. Одновременно затягивают в нос второй кабель. Те же операции повторяют со всеми прокладываемыми кабелями.

Порядок затяжки кабелей способом от середины в нос и корму одновременно представлен на рис. 5.

Для затяжки этим способом необходимо:
— при технологической подготовке отрезки кабелей с четными порядковыми номерами намотать на один заготовительный барабан, а с нечетными — на другой барабан;
— число рабочих, подающих кабели на трассу от пункта подачи, увеличить на 2 человека по сравнению с числом рабочих в предыдущем случае.

Технология затяжки кабелей этим методом состоит из нескольких этапов.

Во время первого этапа первая группа рабочих производит затяжку носовой части кабеля, сматывая ее с заготовительного барабана, на котором находятся кабели с нечетными номерами. В процессе второго этапа первая группа рабочих приступает к укладке этого кабеля, а вторая укладывает его кормовую часть в «восьмерки». Во время третьего этапа несколько рабочих второй группы подают кормовую часть этого кабеля в корму, а другие из той же группы подают носовую часть второго кабеля в нос. Во время четвертого этапа третья группа рабочих укладывает кормовую часть первого кабеля на штатное место, одновременно одни рабочие второй группы укладывают кормовую часть второго кабеля в «восьмерки», а другие подают в нос носовую часть третьего кабеля. С этого момента все группы рабочих, чередуя операции затяжки, укладки в «восьмерки» и укладки кабелей на штатные места по трассе, работают непрерывно с минимальными непроизводительными потерями времени.

Рис 4. Положение кабелей по этапам их затяжки от середины в нос и корму последовательно:
а, 6, в — соответственно первый, второй и третий этапы.
1 — люк; 2 — переборочный сальник; 3 — барабан заготовительный; 4 — стоп-марка; 5 — переборка-ориентир; 6 — первый затягиваемый кабель; 7 —начало второго затягиваемого кабеля.

Рис. 5. Положение кабелей по этапам их затяжки от середины в нос и в корму одновременно:
а, б, в, г — соответственно первый, второй, третий и четвертый этапы. 1 — первый затягиваемый кабель; 2 — барабан заготовительный, имеющий кабели с нечетными порядковыми номерами; 3 — люк; 4 — барабан заготовительный, имеющий кабели с четными порядковыми номерами; 5 и 6 — второй и третий затягиваемые кабели.

Последовательность прокладки кабелей оказывает большое влияние на производительность труда. Однако принять для судов различных классов и водоизмещений какую-либо одну типовую последовательность прокладки кабелей, обеспечивающую во всех случаях наивысшую производительность труда, невозможно.

В общем случае выбор такой последовательности определяется:
— длиной трассы;
— длиной отрезка кабеля;
— скоростью движения отрезка кабеля при его затягивании;
— слаженностью действий всех рабочих, участвующих в затяжке кабелей;
— степенью натренированности рабочих в затяжке кабелей;
— количеством переборок и палуб, сквозь которые проходит кабель;
— технологией постройки судна.

Выбор того или иного способа затяжки кабелей производят в каждом случае с учетом конкретных условий.

При затяжке магистральных кабелей необходимо соблюдать следующие правила:
1) каждый кабель следует затягивать по всей трассе до места назначения и после затяжки сразу же окончательно укладывать и маркировать штатными бирками в соответствии с маркировкой кабелей на судне;
2) размотку кабельного барабана производят вращением его за щеки; категорически запрещается разматывать барабан за счет приложения усилий к концу кабеля;
3) в процессе затяжки категорически запрещается волочить кабель по настилу палубы, набору, изгибать кабель на радиус, меньший 10 его диаметров, ходить по кабелю, класть на него какие-либо предметы;
4) укладку кабеля производят от контрольной переборки в направлении затяжки;
5) при укладке кабель следует увязывать на поворотах и на прямолинейных участках трассы, где это необходимо;
6) раскладка кабелей в коробках должна соответствовать проектной;
7) при необходимости бухтовки концов кабелей бухту нужно подвешивать в седлообразных подвесках;
8) пересечение кабелей в пучках допускается только у мест разводки, в том числе при отводе кабеля из пучка и при вводе в электрооборудование;
9) перекрещивание кабелей в конструкциях для крепления не допускается.

Затяжку и укладку кабелей начинают по окончании подготовительных работ к монтажу кабелей.

В отдельных помещениях (помещениях со скрытой прокладкой: каютах, салонах, кают-компаниях и т. д.) кабели затягивают, укладывают и крепят самостоятельно, независимо от готовности к монтажу остальных помещений.

Затяжку и укладку местных кабелей начинают одновременно с затяжкой магистральных кабелей электромонтажники, не занятые в затяжке магистральных кабелей.

Затяжку и укладку местных кабелей с барабанов выполняют в следующем порядке:
1) выбирают барабан необходимого номера;
2) затягивают в порядке очередности кабель по трассе прокладки от прибора до прибора;
3) укладывают кабель в конструкции крепления с выгибом углов и временным креплением (по мере необходимости).

На судах единичной постройки кабель мелких сечений (сети освещения и Др.), как исключение, допускается нарезать на объекте. При этом дополнительно выполняют следующие операции:
1) отрезают конец кабеля необходимой длины;
2) надписывают прессшпановые бирки и прикрепляют их к обоим концам кабелей (бирки не устанавливают на кабели, проходящие в небольших трассах по доступным для проверки местам).

Затяжку и укладку местных кабелей, заготовленных бухтами, производят так:
1) разбирают бухты кабеля и раскладывают (развешивают) по местам подачи;
2) затягивают кабели в порядке очередности по трассе прокладки от прибора до прибора;
3) укладывают кабели в постоянные и временные конструкции крепления с выгибом углов и временным креплением (по мере необходимости).

На судах со сложными и длинными кабельными трассами, которые имеют кабели больших сечений, целесообразно применять механизированную затяжку. Технологический процесс этой операции предусматривает, как правило, сквозную затяжку кабелей в одном направлении независимо от длины, диаметра или местоположения кабеля в трассе с укладкой кабелей без больших промежуточных бухтований восьмерками. На рис. 6 представлена схема механизированной затяжки кабеля. При этом используется комплекс, состоящий из пульта управления, транспортеров тяговых, роликов направляющих, выключателей и шлангов для подачи воздуха от судовой воздушной магистрали. Транспортер тяговый представляет собой механизм, имеющий ролики и пневмопривод мощностью около 1 кВт. Пневмопривод получает воздух от судовой сети сжатого воздуха давлением 39,2• 104—49-Ю4 Н/м2 (4—5 кгс/см2). Один транспортер может заменить 4—5 монтажников. Тяговое усилие, развиваемое при вращении роликов- для кабелей диаметром до 20 мм —245 Н (25 кгс),для кабелей диаметром до 60 мм — 981 Н (100 кгс). Скорость затягивания кабелей составляет 0,2 м/с.

Конструкция транспортера обеспечивает:
— транспортировку кабелей различных диаметров (10—60 мм);
— пробуксовку роликов при возникновении недопустимых тяговых усилий на кабеле (тем самым предотвращается повреждение кабелей).

Пульт управления предназначен для одновременного дистанционного включения и выключения всех транспортеров. Индивидуальный выключатель позволяет отключить всю систему транспортеров по достижении кабеля со стоп-маркой контрольной переборки.

Каждый транспортер имеет выключатель аварийный, предназначенный для одновременного выключения всех транспортеров по трассе в аварийных ситуациях (при задирах, обрывах, смятии и т. п.).

Шланги предназначены для подачи сжатого воздуха к приводам транспортеров и цепей управления. Они представляют собой резинотканевые рукава с запорными клапанами и ниппелями на концах.

Транспортеры можно применять для облегчения процесса затяжки кабелей не только при полностью механизированном способе, но и при ручном. В последнем случае транспортеры устанавливают в труднодоступных местах кабельной трассы.

Необходимое число рабочих и количество транспортеров по трассе при механизированной затяжке кабелей определяются исходя из того, что один рабочий и один транспортер должны находиться в нижеследующих местах: в пункте подачи кабелей; на прямолинейных горизонтальных участках трассы с незначительными поворотами (до 20°), с интервалом в 15—40 м; на горизонтальных участках трассы в местах поворота до 90°; на участках длиной 4—10 м между двумя поворотами; у каждого препятствия, затрудняющего доступ к кабельной трассе и мешающего свободному перемещению вдоль трассы. На участках кабельных трасс с большим количеством выходов кабелей длиной более 10 м для их бухтовки добавляют одного рабочего.

Ролики направляющие следует устанавливать между транспортерами по всей трассе, их количество определяют исходя из следующих ориентировочных условий:
— на прямых участках трассы — один ролик на 3—5 м трассы;
— на участках трассы с поворотами — на каждом повороте по одному ролику;
— на участках трассы с препятствиями (острая кромка корпуса судна, механизм и др.) — на каждом препятствии по одному ролику.

При механизированной затяжке кабеля каждое рабочее место (помещение, участок кабельной трассы, обслуживаемый рабочим) должно быть устроено так, чтобы рабочий мог свободно и безопасно перемещаться и управлять транспортером. Условия работы в судовых помещениях при механизированной затяжке кабелей должны удовлетворять общим правилам техники безопасности и промышленной санитарии (освещение, вентиляция, ограждения и др.).

В местах, где кабельные трассы проходят выше 1,5 м от настила или палубы, необходимо устанавливать леса или подмостки.

Закреплять транспортеры необходимо при помощи болтов универсального зажима к прочным и надежным элементам набора судна, которые в состоянии выдержать усилие до 1176 Н (120 кгс) с учетом изгибающих и скручивающих моментов.

Подачу конца кабеля следует производить при отключенном транспортере. Транспортеры могут работать в любом положении, требуемом для их удобной эксплуатации.

При закреплении транспортера нужно ориентировать его точно по кабельной трассе либо в непосредственной близости к ней, чтобы исключить дополнительные изгибы затягиваемых кабелей и обеспечить удобство управления. Транспортеры с подключенными к ним индивидуальными включателями следует устанавливать у контрольных переборок.

При подходе кабеля со стоп-маркой к контрольной переборке рабочий при помощи выключателя одновременно выключает все транспортеры.

После установки и проверки надежности закрепления транспортеров к набору судна необходимо при помощи шлангов подключить транспортеры и пульт управления к воздушной магистрали, соединив их между собой.

Перед началом механизированной затяжки кабелей необходимо проверить и опробовать пневмосхему и работу всех транспортеров на холостом ходу. Затем рабочие последовательно осуществляют затяжку кабеля, начиная с пункта подачи кабеля и заводя его в первый ролик, тяговый транспортер, последующие ролики, кабельные коробки и другие элементы набора судна на своем рабочем месте. При этом все рабочие наблюдают за правильностью затяжки кабеля и работой транспортеров. По окончании затяжки кабель освобождают из роликов и транспортеров и укладывают в трассу.

В дальнейшем цикл повторяют в зависимости от количества затягиваемых кабелей. В случае необходимости рабочий может при помощи выключателя остановить все транспортеры по трассе, оповестив, используя громкоговорящую связь, руководителя работ о причине выключения. После устранения неисправностей включение всех транспортеров осуществляется с пульта управления.

Процесс крепления сводится к установке на окончательно уложенный пучок кабелей фиксирующих устройств — замков или скоб (в зависимости от способа крепления). Полихлорвиниловые и свинцовые оболочки кабелей, а также оболочки проводов типа РМ могут быть повреждены фиксирующими устройствами в процессе крепления и при эксплуатации судна (от вибрации корпуса судна). Во избежание подобных повреждений следует при креплении этих кабелей и проводов подкладывать под скобы и в подвески защитные прокладки из прессшпана или листовой резины, загибая их концы под крайние кабели на 15—20 мм. Ширина защитных прокладок из прессшпана должна быть на 3—4 мм, а из резины — на 6 мм больше ширины скобы или корпуса подвески. Толщина защитных прокладок из прессшпана составляет 0,5—1 мм, из резины — 2—3 мм.

При креплении кабелей в подвесках под замки последних дополнительно укладывают защитные прокладки из губчатой резины. Защитные прокладки должны быть на 12—16 мм шире корпуса подвески.

При затяжке одиночного кабеля в газовую трубу необходимо на наружную оболочку одного конца кабеля надеть панцирный «чулок» (плетенку) длиной 200—250 мм и закрепить его на кабеле с помощью бандажа, как показано на рис. 7.

Если кабель затягивают в трубу со стороны сальника, то до надевания панцирной плетенки на конец кабеля необходимо насадить гайку и нажимные кольца трубного сальника. Затем продуть трубу сжатым воздухом и пропустить сквозь нее шпагат или жесткую стальную проволоку. К пропущенному сквозь трубу шпагату или проволоке прикрепляют стальной трос и протягивают его сквозь трубу. Затем к тросу крепят при помощи патрона конец панцирной плетенки и затягивают кабель в трубу.

Для затяжки пучка кабелей в трубу их предварительно наматывают на заготовительном барабане. На концы кабелей надевают отрезки стальной плетенки длиной 1 —1,3 м, которые закрепляют бандажом из мягкой стальной проволоки. Концы плетенок присоединяют к пропущенному сквозь трубу стальному тросу.

При прямолинейных трубах в пучке можно затягивать до 15 кабелей. Для труб, имеющих сложную конфигурацию, и труб, расположенных под углом к плоскости палубы судна, допускается одновременная затяжка только 2—5 кабелей.

Рис. 7. Затяжка одиночного кабеля в газовую трубу.
1 — кабель; 2 — бандаж; 3 — плетенка панцирная; 4 — патрон; 5 —труба; 5 — трос.

Рис. 8. Подготовка концов пучка кабелей к затяжке в газовую трубу.
1 — бандаж из мягкой стальной проволоки; 2 — трос стальной.

При затяжке кабелей в трубы, имеющие несколько изгибов, рекомендуется протирать кабели графитом или тальком для уменьшения трения.

При затяжке сквозь трубу пучков с кабелями различной длины в первую очередь затягивают более длинные кабели.

При затяжке больших пучков кабелей применяются полиспасты или лебедки. Во избежание повреждений оболочек кабелей при затяжке необходимо применять направляющие лотки или желоба (на поворотах, в местах подачи и при вводе в трубы).

При прокладке кабелей в трубах с наклоном более 45° пучки кабелей после затяжки и укладки кабелей по трассе закрепляют. Для этого на трубе приваривают лючки со съемными крышками, замками и нажимными болтами. Замок (прокладка) прижимает пучок кабелей к трубе при ввинчивании нажимных болтов. После укладки и крепления кабелей устанавливают защитные кожухи. Кожухи, предназначенные для защиты кабельных трасс в подвесках и скобах, изготовляют без фланцев и крепят боковой поверхностью соответственно к лапкам подвесок или скоб. Кожухи, предназначенные для крепления к бонкам и панелям, изготовляют с отогнутыми фланцами. Крепление кожухов к конструкциям осуществляют винтами Мб.

Рис. 9. Установка защитных кожухов при креплении кабелей:
а — в подвесках; б — на мостах; в — на бонках; г — на панелях. 1 — переборка или палуба; 2 — иаварыш для винта, крепящего кожух; 3 подвеска; 4 — кабель; 5 — кожух без отогнутых фланцев; 6 — панель; 7— бонка; 8 — кожух с отогнутыми фланцами; 9 — скоба для крепления кабелей; 10 — скоба П-образная.

Изгиб кабелей больших сечений — одна из наиболее трудоемких операций при монтаже. До недавнего времени эта операция осуществлялась примитивно (с помощью веревок, ломов, ваг и т. п.), была малопроизводительной и требовала больших затрат времени и рабочей силы (не менее 2—3 человек). С целью механизации тяжелого ручного труда, а также для повышения производительности и улучшения условий труда было разработано устройство для изгиба кабелей диаметром 30—70 мм. Общий вид кабелегиба представлен на рис. 4.15. Благодаря малым габариту и массе кабелегиба можно выполнять изгиб кабелей в различных, в том числе и в труднодоступных местах, подтягивать кабель с помощью блока, изменять радиусы изгиба кабеля с большего на меньший и т. д. Его применение сокращает число людей, занятых на операции по изгибу кабелей, с 2—3 до одного человека. Усилие на рукоятке кабелегиба составляет около 196 Н (20 кгс).

Рис. 10. Общий вид кабелегиба.

Всем электротехническим изделиям и кабелям, прокладываемым на судне, присваивают проектный шифр, обозначающий их принадлежности к определенной схеме, и порядковый номер в данной схеме. Это называется маркировкой (индексацией) электрооборудования. По назначению маркировка подразделяется на монтажную и штатную. Монтажная предназначена для обеспечения правильной затяжки кабелей и используется только при выполнении электромонтажных работ. Ее выполняют до затяжки кабелей, во время предмонтажной подготовки, с помощью привязочных бирок или изоляционной ленты. В зависимости от длины отрезка кабеля, количества изгибов и пересекаемых им переборок но трассе монтажную маркировку делают либо только на концах отрезка кабеля, либо через 3—5 м.

Рис. 11. Варианты применения кабелегиба при выполнении электромонтажных работ на судах:
а — подводка кабеля к щиту (кабель изогнут на 180°); б — изменение радиуса изгиба кабеля с большего на меньший; в — изгиб кабеля по наружной стенке; г — подтяжка кабеля; д — изгиб кабеля по внутренней стенке.

Штатную маркировку кабелей выполняют с помощью различных бирок на расстоянии 250—500 мм с обеих сторон от переборок и палуб (для магистральных кабелей при одиночной прокладке) и на расстоянии 50—75 мм от входного сальника элемента электрооборудования.

На кабелях питания с берега бирки необходимо крепить на боих концах с указанием сечения кабеля, количества жил, длины кчбеля, места его хранения, а также полярности жил сетей посто-янного’и переменного трехфазного тока.

С обеих сторон переборок и палуб вблизи кабельных коробок должны быть установлены таблички с указанием номера уплотнительного устройства, присвоенного ему в рабочей документации, перечня индексов кабелей, проходящих сквозь уплотни-тельное устройство, без учета взаимного расположения кабелей в пучке.

Маркировку электротехнических изделии выполняют на табличках из слоистого пластика или металла (если эти изделия не имеют маркировки заводов-изготовителей).

Для переключателей (контакторов) на табличке, установленной на лицевой стороне кожуха аппарата, указывают номер распределительного устройства и источник (Источники) основного и резервного питания.

На крышке коробки (отйЬтвительной или соединительной) или под ее лапку устанавливают табличку с указанием номера распределительного устройства и номера группы.

У выключателей, кроме системы освещения и сигнально-отличительных огней, под лапы или в непосредственной близости от выключателя крепят табличку с указанием номера распределительного устройства — источника питания.

У светильников, выключателей и штепсельных розеток в непосредственной близости от аппаратуры (арматуры) указывают номер распределительного устройства и принадлежность к системе, номер фидера. Для штепсельных розеток дополнительно отмечают величину напряжения. При установке арматуры под зашивкой таблички помещают на зашивке.

На корпусах или под лапки соединительных коробок, грелок, камбуза устанавливают табличку с отметкой номера распределительного устройства, от которого они получают питание.

Около кнопок звонков располагают таблички с указанием принадлежности.

На крышках или под лапы реостатов, пускателей, станций управлений и кнопочных постов (кроме электровентиляции) устанавливают таблички с указанием наименования привода, к которому относится аппаратура, и источника питания.

У реостатов, пускателей, станций управления и кнопочных постов системы электровентиляции на крышках или под лапки крепят таблички с отметкой индекса группы вентиляции, судового номера, назначения вентилятора (вытяжной, вдувной), помещения, обслуживаемого данным вентилятором, и номера распределительного устройства.

На кожухе трансформатора помещают табличку с указанием номера трансформатора, наименования потребителя, номера распределительного устройства, от которого трансформатор передает энергию потребителю.

На крышках коробок аварийного питания и стационарной сварочной системы крепят табличку с отметкой принадлежности коробок и их номера.

На крышках коробок водоотливных насосов и переносных электровентиляторов устанавливают таблички с указанием наименования потребителей, номера потребителей, номера распределительного устройства.

На ящике аккумуляторных батарей помещают табличку с указанием номера батареи и номера распределительного устройства.

У датчиков систем автоматики пожаротушения под лапки устанавливают табличку с указанием номеров блоков, к которым подключены датчики, и номеров датчиков по системе.

Для установления принадлежности электрооборудования к определенной системе и возможности быстрого его обнаружения обслуживающим персоналом кроме маркировки применяют отличительную окраску. Так, кабели питания с берега, а также их жилы с обоих концов окрашивают по окружности полосой шириной 30—40 мм.

На лицевых сторонах крышек электрораспределительных устройств (кроме ГРЩ, ЩРС и т. п.) или на отдельных табличках светящимся нерадиоактивным составом наносят буквы: С — силовая система, О — система освещения, В — система вентиляции и т. п.

Крышки выключателей, штепсельных розеток аккумуляторного освещения окрашивают в два цвета: левую половину — в красный, правую — в черный цвет. Крышки выключателей дежурного освещения следует окрашивать в синий цвет.

На крышках коробок аварийного питания, подключения переносных водоотливных насосов и переносных вентиляторов ставят соответствующий светознак. Кроме того, на крышке коробки аварийного питания наносят краской красную полосу. На крышках фильтров красной краской указывают обслуживаемую систему (сеть) или индекс и номер распределительного устройства, к которому подключен фильтр. На блоках управления пожаротушением белой краской наносят соответствующий номер. Специальным бесцветным светящимся составом (нерадиоактивным) обозначают местонахождение рукояток, кнопок, рубильников и их рабочие положения.


Читать далее:

Категория Судовые электромонтажные работы