Взаимодействие аварийно-спасательных служб СССР и капиталистических стран


Категория Суда спасатели

СССР — Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Япония. Оповещение. Согласование действий.

В настоящее время СССР заключил ряд соглашений о сотрудничестве при спасании человеческих жизней с соседними капиталистическими государствами.

К числу таких соглашений относятся: Соглашение между правительством СССР и правительством Дании о сотрудничестве при спасании человеческих жизней на Балтийском море; Соглашение по связи между аварийно-спасательной службой СССР и аварийно-спасательной службой Дании при спасании человеческих жизней на Балтийском море, от 14 июня 1956 г.; Соглашение между правительством. СССР и правительством Швеции о сотрудничестве при спасании человеческих жизней на Балтийском море, от 29 сентября 1954 г.; Соглашение между правительством СССР и правительством Норвегии о сотрудничестве при спасании терпящих бедствие и поиске пропавших без вести людей на Баренцевом море, от 19 октября 1956 г.; Соглашение между правительством СССР и правительством Финляндии о сотрудничестве при спасании человеческих жизней на Балтийском море, от 7 декабря 1956 г.; Соглашение между правительством СССР и правительством Финляндской Республики о производстве спасательных работ в советских и финляндских водах, от 25 августа 1971 г.; Соглашение между СССР и Японией о сотрудничестве при спасании людей, терпящих бедствие на море, от 14 мая 1956 г.; Соглашение между правительством СССР и правительством Королевства Дании о производстве спасательных и судоподъемных работ в советских и датских водах, от 9 октября 1965 г.

В отличие от соглашений СССР с социалистическими странами о сотрудничестве при спасании на море, где предусматривается спасание не только людей, но и судов (самолетов) и грузов, в соглашениях СССР с капиталистическими странами предусматривается взаимное содействие только при поиске и спасении людей.

Вместе с тем есть и исключения из этого общего направления сотрудничества. Так, в ст. 1 Соглашения между СССР и Финляндией говорится, что помимо спасения экипажей судов и самолетов, терпящих бедствие в водах Балтийского моря, включая Финский и Ботнический заливы, каждая из спасательных служб договаривающихся сторон по получении сообщения о бедствии судна или самолета на море «обязана принять также меры по оказанию помощи, которые будут сочтены наиболее целесообразными». Если место бедствия расположено ближе к берегу одной из договаривающихся сторон, то спасательная служба, получившая сообщение о бедствии, обязана связаться со спасательной службой другой договаривающейся стороны и спасательные операции должны проводиться по согласованию между службами. Такое согласование должно иметь место всегда.

Спасание в территориальных водах СССР и Финляндии осуществляется согласно законам соответствующей страны.

В ст. 1 Соглашения между СССР и Швецией говорится, что оказание помощи и спасание на Балтийском море экипажей «и пассажирских судов и самолетов» осуществляется персоналом и спасательными средствами, имеющимися в распоряжении аварийно-спасательных служб СССР и Швеции.

В соглашениях СССР с капиталистическими государствами о сотрудничестве при спасании человеческих жизней на море содержится ряд положений, касающихся связи и взаимного оповещения аварийно-спасательных служб до начала и во время проведения операций.

Так, сигналы бедствия принимаются аварийно-спасательными службами на частотах 500 кГц и 2182 кГц в соответствии с международными правилами передачи и приема сигналов бедствия.

Радиосвязь между аварийно-спасательными службами СССР и Дании осуществляется: в СССР — позывной UMQ с частотой 441 кГц, в Дании — позывной OXZ с частотой 487 кГц или ОХР с частотой 464 кГц.

Радиосвязь между аварийно-спасательными службами СССР и Швеции осуществляется: в СССР — позывной УМЩ с частотой 2835 кГц, в Швеции — позывной СДИ с частотой 416 кГц.

Радиосвязь между аварийно-спасательными службами СССР и Норвегии осуществляется: в СССР — позывной UDT с частотой 432 кГц, в Норвегии — позывной LGV с частотой 522 кГц.

Радиосвязь между аварийно-спасательными службами СССР и Финляндии осуществляется:-в СССР — позывной UMQ с частотой 441 кГц, в Финляндии — позывной ОНС с частотой 438 кГц.

Радиосвязь между аварийно-спасательными службами СССР и Японии осуществляется: в СССР — позывной URH с частотой 457 кГц или ночью 3270 кГц, днем 6365 кГц, в Японии — позывной JNL с частотой 472 кГц или ночью 3212,5 кГц, днем 6386,5 кГц. Кроме того, в соответствии с договоренностью сторон путем обмена письмами от 24 июля 1967 г. между министром морского флота СССР и министром иностранных дел Японии, радиосвязь между аварийно-спасательными службами обеих стран будет осуществляться также через радиостанции UFO для аварийно-спасательной службы СССР и YNW .для аварийно-спасательной службы Японии. При радиосвязи через радиостанции UFO и YNW вызов производится на частоте 500 кГц, а дальнейшая связь осуществляется с последующим переходом на частоты для радиостанции UFO — 522 кГц или ночью 3890 кГц, днем 6446 кГц, а для радиостанции YNW — 436 кГц или 3212,5 кГц.

Спасая людей, аварийно-спасательная служба, первая приступившая к операциям, может, если это будет необходимо для завершения работ, пригласить аварийно-спасательную службу Другой договаривающейся стороны. Получившая такое приглашение служба должна по своим возможностям направить спасательные средства в указанный в извещении пункт. Если в каком-либо конкретном случае потребуется включить военные суда или персонал в спасательные операции, то это должно иметь место в соответствии с действующими на этот счет в каждой стране специальными правилами.

Во всех соглашениях СССР с капиталистическими государствами о сотрудничестве при спасании людей говорится, что данные соглашения не должны вести к какому-либо игнорированию постановлений, содержащихся в Международной конвенции для унификации некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море, подписанной в Брюсселе 23 сентября 1910 г., а также в конвенциях типа СОЛАС.

Связь между аварийно-спасательными службами в процессе выполнения операций, а также связь с аварийным судном или самолетом осуществляется по международному своду сигналов или открытым текстом на английском языке.

Судно или самолет, потерпевшие аварию в территориальных водах одной из договаривающихся сторон, имеют право вызвать на помощь любую из аварийно-спасательных служб. При этом свободный доступ в территориальные воды спасательных судов другой договаривающейся стороны будет возможен при получении властями соответствующей страны сведений о характере бедствия, о названии организации и судов, которые будут осуществлять спасательные операции. Помощь, о которой идет речь в соглашениях, включает в себя любые формы помощи людям, в том числе и в форме буксировки аварийного судна (самолета) или какого-либо содействия, оказываемого с моря, экипажу и пассажирам, терпящим бедствие.


Читать далее:

Категория Суда спасатели