Вспомогательные материалы, применяемые в судостроении, импортные лакокрасочные материалы


Категория Технология окраски судов

Вспомогательные материалы. При постройке судна применяется значительное количество вспомогательных материалов, основные свойства и назначение которых необходимо знать лицам, выполняющим окрасочные работы.

Асбовинил получают, смешивая асбестовое волокно 5 или 6-го сорта с этинолевым лаком или пропитывая асбестовый картон этим лаком. В судостроении следует применять антифилитовый асбест. Высохшая асбовиниловая масса обладает высокой водостойкостью, большой механической прочностью, не разрушается под действием соляной и серной кислот, щелочей, тузлука, морской воды.

Предназначается для защиты района ватерлинии, где обычные краски разрушаются от механических повреждений (при швартовке судов); для защиты различного рода конструкций, подвергающихся действию кислот, щелочей, тузлука и т. п.

Асбест представляет собой мелкий порошок или волокно. Асбест 5, 6 и 7-го сортов используют для приготовления специальных мастик, шпаклевок, асбовинила.

Антистатики — соединения, понижающие удельное поверхностное сопротивление пленок лакокрасочных материалов как при введении в состав красок, так и при наружном нанесении в виде растворов. Их используют при окраске емкостей, в которых перевозят нефтепродукты.

Антистатики имеют сложный химический состав и представляют производные аминов, имидазолина, амидов, а также сложные эфиры, диалкилфосфаты металлов и т. п.

Основные типы антистатиков промышленного производства: алюмин-17, алкамон ДЛ, алкамон Н, алкамон ОС-2, выравниватель А, карбозалин О, карбозалин С, ксилиталь 0-Ю, ксилиталь 0-15, ксилиталь С-15, оксамид 15, оксамин Л-15, олескс-5, олескс-7, препарат ОС-20, стеарокс-6, триамон.

Аэросил — чистая двуокись кремния с размерами частиц от 5 до 40 мкм. По внешнему виду это белый рыхлый, очень легкий порошок с голубоватым оттенком. Выпускается трех марок: А-175 с частицами 10—40 мкм, А-300 с частицами 5—20 мкм и А-380 с частицами 5—15 мкм. Он относится к числу так называемых тиксо-тропных добавок.

Кислота фосфорная выпускается в виде термической и экстракционной. Термическая кислота делится на пищевую (концентрация — не менее 65%), и техническую (концентрация — не менее 70%). Для приготовления кислого разбавителя или растворов для травления можно применять кислоту любого типа.

Пасты для удаления остатков окалины с легированных сталей — смесь растворов ингибированных кислот и солей с огнеупорной глиной, мелким асбестом или их смесью. Количество загустителя должно быть таким, чтобы паста имела смета-нообразную консистенцию и не стекала с вертикальных поверхностей.

Пасты для одновременной очистки от образований, ржавчины и остатков окалины (их называют «Целлогель»).

Поверхностно-активные добавки (амид олеиновой кислоты, диолеатдиамин, продукт ПА-2, который представляет собой 52%-ный раствор смолы П0-200 в ксилоле, и др.) вводят в краски для улучшения их смачивающей способности, в результате чего повышается адгезия красок и улучшается их розлив. Использование добавок очень важно при окраске быстроходных су-4ц>в (на подводных крыльях или воздушной подушке).

Препарат ДЭА (диэтиламин). Поверхность лакокрасочных материалов, приготовленных на основе масляных, масляно-смоля-ных и алкидных связующих, в процессе хранения покрывается твердой пленкой, толщина которой постепенно увеличивается. Для устранения этого недостатка в готовые краски добавляют 0,3— 0,4% ДЭА. Добавление его не оказывает отрицательного действия на процесс высыхания лакокрасочных материалов и их физико-химические свойства. Диэтиламин предотвращает образование пленки, устраняет загустевание и расслаивание пленкообразующей и пигментной части, а также повышает блеск и однородность покрытий.

Преобразователями, или стабилизаторами, Ржавчины называют растворы, которые позволяют производить окраску корпусов судов или конструкций в том случае, если с их поверхности полностью не удалена ржавчина. Промышленность использует преобразователи ржавчины нескольких типов — на основе танина, желтой или красной кровяной соли, фосфорной кислоты и т. п.

Принцип действия преобразователей заключается в том, что входящие в них компоненты (фосфорная кислота, танины и продукты, аналогичные им по характеру действия) взаимодействуют с окислами железа и окрашиваемой поверхностью. В результате образуются сложные соединения, которые защищают металл от дальнейшего ржавления и превращают ржавчину в нейтральный пигмент, входящий в состав грунта. Преобразователи, содержащие“ желтую или красную кровяную соль, вступая во взаимодействие с окислами железа, превращают их в пигмент, связывающийся пленкообразующей основой этих преобразователей. Эффективность преобразователя зависит от того, насколько полно ржавчина прореагирует с танином, кислотой или солями. Применение преобразователей, компоненты которых могут вступить в реакцию со сравнительно небольшим количеством ржавчины, не исключает необходимости удаления рыхлых слоев ржавчины.

Ржавчинорастворители кислотные применяют для очистки цепей и различного рода деталей.

Смывки органические предназначены для удаления старых, прочно держащихся покрытий. Они представляют собой пастообразные материалы, состоящие из смеси органических растворителей и загустителей (нафталин, парафин, целлюлоза, церезин и т. п.).

Смывка АФТ-1 представляет собой раствор целлюлозы и парафина, смешанный с ацетоном, формальгликолем, толуолом или ксилолом. Наносят краскораспылителем или кистью.

Смывка обыкновенная СД (об) и смывка специальная СД (сп) для удаления старых красок выпускаются промышленностью в готовом к употреблению виде. Это однородные, огнеопасные жидкости. Смывку наносят на поверхность флейцем или при помощи краскораспылителя. Смывку и краску удаляют шпателем.

Смывка СП-7 — пастообразный, трудногорючий материал, состоящий из метиленхлорида, аммиака, этилового спирта, метилцеллюлозы, парафина. Наносят кистью или шпателем. Хорошо держится на вертикальных или потолочных поверхностях. Применяется для удаления красок и клеев.

Смывки щелочные предназначаются для удаления старых красок и обезжиривания загрязненных поверхностей, готовят из соды, воды и загустителя.

Составы моечные М-1120 и ФП-3 представляют собой жидкости, предназначенные для удаления с окрашиваемой поверхности легкого налета ржавчины и одновременного фосфатирования поверхности, что улучшает ее защитные свойства.

Составы для обезжиривания готовят на месте применения по рецептам, приведенным в табл. 15. С их помощью подготавливают поверхности непосредственно перед окраской: удаляют пыль и случайно появившиеся загрязнения. Отсутствие в моющих составах огнеопасных растворителей позволяет использовать их при работе в труднодоступных и плохо вентилируемых помещениях.

Составы для очистки окрашенных поверхностей применяют в тех случаях, когда краска на них находится в хорошем состоянии и ее не требуется удалять. Перед перекраской окрашенные поверхности тщательно отмывают от загрязнений, используя для этого специальные составы, не содержащие огнеопасных растворителей. В табл. 16 приведены компоненты, из которых готовят такие растворы.

Тиксотропные добавки придают лакокрасочному материалу новые свойства. При их наличии материал приобретает гелеобразное состояние, которое может быть разрушено при перемешивании или нагревании. Лакокрасочные материалы, содержащие тиксотропные добавки, не разбрызгиваются при нанесении, не стекают с кисти, их можно набирать на кисть в большом количестве (рис. 25) и наносить толстым слоем (80—100 мкм). Краски легко наносятся без разбавления растворителем. На вертикальных поверхностях не образуется потеков, при высыхании получается гладкая пленка без морщин.

Шкурка шлифовальная (обычная и водостойкая) выпускается на бумажной и тканевой основе в листах или рулонах. В зависимости от шлифующего порошка различают шкурки электрокорундовые, карбидные, кварцевые, стеклянные. При окрасочных работах применяют различные шкурки: для шлифования красок — мелкие, стеклянные или корундовые; для удаления ржавчины — крупные, корундовые или карбидные.

Импортные лакокрасочные материалы. Перечислить все лакокрасочные материалы, используемые за границей для окраски строящихся и ремонтирующихся судов, в учебном пособии невозможно. Поэтому ниже рассмотрим только общие принцицы выбора импортных красок, с которыми приходится сталкиваться при подкрасках, перекрасках или ремонте окрашенных за границей судов.

При выборе импортных красок необходимо помнить о следующем. Грунты фосфатирующего типа, как импортные, так и отечественные, практически равноценны, а следовательно, взаимозаменяемы. Из импортных красок для защиты подводной части корпуса лучше употреблять эпоксидно-пековые и некоторые краски винилового типа. Следует учитывать, что адгезия их к этинолевым краскам, применяемым на судах отечественной постройки, недо-* статочно высока. Улучшения адгезии можно достичь, применив фосфатирующие грунты или прошкурив окрашиваемую поверхность.

Для защиты от обрастания на судах с неограниченным районом . плавания следует применять краски повышенной токсичности (тропические, супертропические, термопластичные и т. п.) с гарантийным сроком действия не менее 18 месяцев. Район переменной ватерлинии подвергается интенсивному обрастанию водорослями, поэтому, помимо защиты от коррозии с помощью полиуретановых, эпоксидных, виниловых и т. п. красок, необходимо применять не-обрастающие краски. На судах, на которых район переменной ватерлинии при разгрузке поднимается из воды и подвергается губительному для водорослей и морских организмов действию солнца, можно эти краски не применять.

Надводный борт и надстройки нуждаются в систематическом Уходе за ними, в первую очередь требуется надежная окраска мест, где производились какие-либо сварочные работы. Швы и Район корпуса на расстоянии 50—100 мм от шва требуется тщательно очищать, наносить на них дополнительные слои грунта и обязательно окрашивать по полной схеме. Для этой цели можно применять протекторные, фосфатирующие или алкидные грунты и краски, рекомендуемые для окраски надводного борта.

Краски для палуб выбирают в соответствии с их назначением (они могут быть декоративными, нескользкими, теплоотражаю-щими, антикоррозионными и т. п.).

При выборе красок необходимо учитывать, что иностранные фирмы поставляют комплектно грунт, антикоррозионную и отделочную краски. Нельзя применять грунт одной фирмы, а краску, наносимую на него, другой фирмы. В этом случае грунты и краски могут быть приготовлены на разных основах и оказаться плохо совместимыми или даже несовместимыми.

Рис. 1. Краска, набранная на кисть:
а — тиксотропная; б — обычная.

В состав импортных лакокрасочных материалов входят растворители, по своим свойствам аналогичные отечественным растворителям. Поэтому при работе с ними необходимо соблюдать все требования по технике безопасности.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов