Возвращение паруса


Категория Парусная система

Итак, паруса умерли, но да здравствуют паруса! Они вернутся на моря и океаны и очень скоро. Однако парусники вернутся, если только конструкторы новых судов смогут избежать старых ошибок. В чем же эти ошибки? Давайте отвлечемся от лирической стороны проблемы и перейдем к сухому, но точному научному и инженерному анализу.

Тщательное исследование, выполненное Ю. С. Крючковым, показывает, что исчезновение крупных парусников XX в. обусловлено рядом факторов.

К ним относятся;
— неблагоприятные маршруты, продиктованные узкой специализацией судов и фрахтами, проходящие через большие участки екеанов и морей с низким энергетическим уровнем ветра и большой еко изменчивостью, а также через внутренние моря, изобиловавшие узкостями, мелями, скалами, течениями. Это приводило к снижению средней (рейсовой) скорости парусника;
— неблагоприятные порты, часто находившиеся во внутренних мерях, заливах, устьях рек, на большом расстоянии от открытого моря (например, Гамбург — в 76 милях от Северного моря, Антверпен — в 48 милях), что требовало буксировки парусника и вызывало большие потери времени и средств;
— высокая квалификация команды (офицеров и матросов), а следовательно, и более дорогое обслуживание судов;
— вертикальная погрузка и выгрузка через люки в палубе, что затрудняло или делало невозможным погрузочные операции береговыми средствами, а собственные грузовые устройства были маломощными и ограниченными в радиусе действия; в результате погрузка и выгрузка оказывались трудоемкими, тяжелыми, дорогими и очень длительными операциями;
— применение сыпучего (песок, камни, лом) или водяного (морская вода) балласта, которое приводило к ограничению остойчивости из-за его малой плотности, а иногда служило причиной аварии вследствие смещения балласта при крене;
— отсутствие вспомогательного двигателя, что лишало судно подвижности в штилевую погоду или в сильный шторм, когда паруса убраны; без вспомогательного двигателя ухудшалась маневренность судна в узкостях, его подвижность в условиях навигационной опасности, в устьях рек, каналах и т. д.; в результате снижалась средняя рейсовая скорость и увеличивалась вероятность аварии (например, парусники, перевозившие селитру из Чили в Европу, ходили в обход, минуя мыс Горн, так как, не имея вспомогательного двигателя, они не могли пользоваться Панамским каналом);
— отсутствие средств накопления ветровой энергии при ее избытке и возможности применения ее в случае необходимости.

В настоящее время возрождение экономически выгодных транспортных парусных судов возможно только на основе устранения названных выше недостатков. Современная наука и техника позволяют это сделать.

При создании транспортного парусного судна необходима решить следующие проблемы:
— выбрать оптимальные маршруты и порты, оптимальные грузы, прогрессивные методы погрузки и выгрузки;
— разработать наиболее совершенные ветроэнергетические установки;
— выбрать оптимальный архитектурный тип судна;
— решить проблемы остойчивости и безопасности;
— разработать методы накопления энергии ветра;
— определить тип и мощность вспомогательного двигателя;
— решить вопросы механизации и автоматизации эксплуатация;
— разработать средства управления в портах и узкостях;
— выбрать средства навигации.


Читать далее:

Категория Парусная система