Оптимальный — значит лучший


Категория Парусная система

Прежде чем проектировать парусное судно для грузовых или пассажирских линий, надо задать себе вопрос; а где, на каких маршрутах оно будет плавать и что будет перевозить? Таким образом, сразу же возникает проблема выбора маршрута и не просто маршрута, а оптимального, т. е. лучшего.

При этом следует учитывать наиболее выгодные для перевозки парусным судном грузы, самые подходящие грузопотоки, благоприятные ветры и течения, удобство портов и т. п. Очевидно, самый кратчайший морской путь может оказаться не самым оптимальным, если он будет проложен, например, между портами, глубоко расположенными в устьях рек, где использование парусников совершенно неэффективно, или по мелководным районам внутренних морей, где снижается средняя скорость перехода, и т. п.

Необходимо выбирать оптимальные маршруты и порты, т. е. располагать морские пути в зонах мощных и постоянных по силе ветров, с попутными или нейтральными течениями, с открытыми морскими портами, с устойчивыми грузопотоками выгодных грузов. К оптимальным относятся, например, маршрут Рудная Пристань — Сан-Франциско, находящийся в зоне пассатов, и маршруты между портами Южной Америки, Южной Африки и Южной Австралии, лежащие в полосе «ревущих сороковых» ветров.

Особое значение имеет выбор грузопотоков. Грузы должны быть также оптимальными, т. е. не боящимися относительно длительных рейсов, позволяющими легко механизировать погру-зочно-разгрузочные работы и сократить время стоянки в порту.

Совершенно очевидно, генеральное направление маршрутов должно приниматься на основе опыта парусников прошлого, а корректировка их может производиться на ходу по данным гидрометеорологических станций и спутников, передаваемых по радио и телевидению.

Подробно наиболее выгодные маршруты парусных судов с позиций ветровых и гидрологических условий обсуждены в статье А. Грантовского «Ветер, ветер, ты могуч».

Кроме оптимальных маршрутов и грузов должны оптимизироваться также ветроэнергетическая установка, архитектурный тип судна, метод преобразования и накопления ветровой энергии, управление судном, число экипажа и т. д.


Читать далее:

Категория Парусная система