Виды корпусных работ при ремонте (основные определения и условные обозначения)


Категория Корпуса судов

Применительно к ремонту корпуса судна существуют следующие виды обобщенных корпусных работ: замена поврежденных либо изношенных элементов или конструкций в целом; установка новых (дополнительных) деталей конструкций; правка корпусных конструкций или отдельных элементов; демонтаж отдельных элементов конструкций по технологическим причинам (например, для доступа в отсек); наплавка разрушенных коррозией сварных швов и коррозионных язвин.

В практике судоремонта часто применяют условные обозначения перечисленных видов работ как в технологической документации (на чертежах и эскизах по ремонту корпусных конструкций), так и непосредственно при ремонте (путем нанесения условных знаков на самой конструкции либо рядом с ней на корпусе судна). Рассмотрим основные из этих условных обозначений.

Замена корпусной конструкции или ее элементов. Это наиболее распространенный технологический процесс при ремонте корпуса, заключающийся в замене поврежденных или изношенных элементов, т. е. восстановлении их в первоначальном виде. Применяемый термин — «заменить»; условное обозначение» — знак в виде круга с двумя перекрещивающимися наклонными линиями.

В том случае, когда заменяют часть элемента конструкции, например участка шпангоута или части листа обшивки, условное обозначение имеет вид круга с одной пересекающей наклонной линией.

Помимо условных обозначений, принято показывать на чертеже или эскизе заменяемые участки путем обведения их контуров, затушевкой или другим способом.

Рис. 1. Применение условных обозначений корпусных работ на совмещенном чертеже (эскизе) ремонта корпусной конструкции бортовой обшивки и набора танкера (совместно с данными дефектации)

Правка корпусной конструкции. При ремонте корпусов судов правку широко применяют как самостоятельный технологический процесс и как сопутствующий — при замене листов обшивки, палубного настила, элементов набора и т. п.

Правку на месте обозначают знаком в виде равностороннего треугольника вершиной вверх. В указаниях по ремонту применяют термин «править на месте». В это понятие включают главным образом метод правки с нагревом и применением механического воздействия

Правку с демонтажом элементов конструкций, т. е. со съемом с места листов (участков листов) обшивки или набора и последующим восстановлением с помощью сварки, обозначают графическим знаком в виде прямоугольника. В практике судоремонта применяют определение «снять, выправить, установить на место».

В отчетных чертежах по ремонту участки корпусных конструкций, подвергавшиеся правке нагревом, фиксируют путем обведения контура участка (например, обшивки) цветным карандашом, затушевкой с обязательным нанесением условного обозначения правки.

Демонтаж отдельных элементов или конструкции. В процессе ремонта бывает необходимо вырезать участок листа обшивки или переборки для доступа в смежный отсек или выемки гребного вала, отдельных механизмов и т. п.

Такая технологическая операция определяется выражением «снять для доступа» и имеет свой условный графический знак в виде прямоугольника, перечеркнутого одной наклонной линией.

Наплавка разрушенных коррозией сварных швов. При ремонте корпусов судов, особенно наливных, часто возникает необходимость в наплавке разрушенных коррозией сварных швов наружной обшивки и глубоких коррозионных язвин.

Учитывая актуальность проблемы борьбы с коррозией, особенно в грузовых танках крупнотоннажных танкеров, целесообразно фиксировать на чертеже растяжки наружной обшивки участки наплавленных сварных швов и коррозионных язвин условными обозначениями.

Важно также указывать на чертеже те участки разрушенных коррозией сварных швов (и язвин), ремонт которых по каким-либо причинам переносится на период очередного докования, например волнистой линией параллельно сварному шву.

Применение условных обозначений для указания метода ремонта дает возможность совместить в одном чертеже и данные дефектации, и технологические указания по ремонту поврежденного узла. Такие чертежи могут служить в качестве отчетных и прилагаться к акту ОТК либо при необходимости к акту Регистра.

На поле чертежа в случае применения указанных выше условных обозначений необходимо давать их разъяснение, так как в настоящее время обозначения методов ремонта не предусмотрены государственными и отраслевыми стандартами.

Широкое применение условных обозначений, унификация терминологии, нумерации элементов корпусных связей, обозначений различных повреждений на чертежах, выпускаемых конструкторскими и технологическими службами судоремонтных предприятий, — все это позволит наряду с упрощением и сокращением документации повысить качество судоремонта.

Рис. 2. Применение условного обозначения демонтажа элемента конструкции в поперечной переборке

Рис. 3. Применение условных обозначений разрушенных коррозией сварных швов и коррозионных язвин на чертеже растяжки наружной обшивки


Читать далее:

Категория Корпуса судов