Ветроход в порту


Категория Парусная система

Порты при всем их многообразии можно разделить на две категории:
1) расположенные на побережье (островные, открытые, полузакрытые, закрытые и связанные с морем рекой или каналом) и 2) расположенные в устьях рек, внутренние, для входа в которые необходимо ждать прилива. Очевидно, для парусников больше подходят порты первой категории. Вторые, несмотря на некоторые удобства, затрудняют использование парусов — приходится ждать прилива из-за недостаточных глубин, наличия шлюзов, мостов. Увеличивается время работы двигателя, требуются подруливающие устройства и буксир; не исключено, что понадобится и лоцман.

Разнообразие перевозимых грузов породило различные средства для их обработки — погрузки и выгрузки. Эпоха парусных судов практически не знала портовой механизации. Грузы обрабатывались судовыми средствами. Суда месяцами стояли в портах. Убыстряющийся темп цивилизации показал, что гораздо выгоднее механизировать порт, чем оснащать тяжелым и дорогостоящим оборудованием суда. Лес кранов на портовых набережных большинства стран мира говорит о возможностях портов. Однако и сейчас нередко суда подолгу находятся в порту. Поэтому часть их — универсальные суда для генеральных грузов — насыщается собственными мощными перегрузочными средствами, которые используются в малооборудованных портах или в портах США. Обычно эти средства обеспечивают вертикальный подъем груза, его спуск и горизонтальное перемещение с причала на судно и обратно.

Разгрузка контейнерных судов ячеистого типа аналогична описанной; только в качестве перегрузочных средств, как правило, береговых, служат специальные краны. Суда, способные принимать и выдавать грузы накатом (автомобили, прицепы, тракторы и т. п.), так называемые ролкеры, обеспечивают еще большее сокращение времени погрузки-разгрузки — в 6 раз по сравнению с таковым на обычных судах. Но для ролкеров необходимы особые причалы, требуются дорогостоящие аппарели (рампы). Гораздо производительнее загрузка контейнерного судна (л.ихтеровоза) баржами, которые закрепляются на нем различными способами. Для этого, однако, необходима спокойная акватория, а кроме того, требуется вспомогательный буксир.

В обработке жидких и массовых навалочных грузов достигнут значительный прогресс: созданы как береговые, так и судовые средства обработки. В перегрузке жидких грузов нет особых проблем — они попросту перекачиваются судовыми или береговыми средствами. Несколько сложнее перегружать массовые сухие грузы. С этой целью, как правило, используют береговые средства. Увеличивается количество саморазгружающихся судов-рудовозов, цементовозов.

Иногда руду перевозят в сжиженном виде, например железорудный песок в виде жидкой суспензии, поступающей прямо на судно по подводному трубопроводу (такой способ применяют в Новой Зеландии). Затем суспензию необходимо обезводить, так как выгрузка в порту назначения производится обычными средствами. Этот сложный способ далеко не всегда приемлем и технологически оправдан, поскольку для его использования требуются дорогостоящие береговые установки.

Некоторые суда для массовых сухих грузов имеют специальные приспособления для перевозки других грузов — автомобилей, контейнеров, леса на палубе.

Многие из упомянутых решений вполне приемлемы и для парусников, но какие-либо надпалубные конструкции и энергоемкие механизмы паруснику противопоказаны.

Представим, что парусник ошвартован в порту. Нижние огромные реи, чуть ли не вдвое превышающие ширину судна, подняты к мачте, и судно готово к разгрузке. При косом вооружении и наличии гиков последние следует снять, поднять к мачте либо повернуть, чтобы они не мешали портовым кранам. Жесткие крылья должны постоянно находиться во флюгерном Положении и могут внезапно перекрывать проемы грузовых люков. К судам с таким вооружением относятся ролкеры или саморазгружающиеся балкеры, танкеры.

Роторное судно разгружать просто. Разгрузка его почти не отличается от таковой у обычных судов (например, универсальных); только в случае оборудования судна карусельными двигателями могут встретиться затруднения.

Снабжение парусника водой, топливом, провизией и зачистка трюмов осуществляются так же, как на обычных судах.

В последнее время на крупных судах для перевозки массовых грузов устраивают площадку для вертолета, с помощью которого доставляют почту и меняют команду на рейде. Такого сервиса пока трудно ожидать на парусниках. Вероятно, их экипажам придется удовлетворяться традиционными видами услуг.


Читать далее:

Категория Парусная система