В рейс уходит


Категория Парусная система

Из всех рассмотренных проектов в первую очередь можно ожидать появления парусника с известным и проверенным вооружением — прямым, косым и таким, как «Динариг». «Виндроуз» — наиболее реальный проект, создание которого не вызывает никаких проблем. Даже в случае коммерческой неудачи его всегда можно использовать в качестве отличного учебного судна. Современная техника судостроения и судовождения позволит такому судну достичь значительно лучших результатов, чем давним винджаммерам.

Трудно прогнозировать воплощение в жизнь какого-либо одного из новых проектов. Особенности линии, с учетом которой будет разрабатываться каждый проект, аэродинамические исследования и надежность станут основными критериями, влияющими на выбор вооружения. Не конкретизируя мотивов выбора его сейчас, можно ожидать, что на линиях с полными курсами будет отдано предпочтение судам с прямым вооружением, в частности «Динаригу». Но и таким судам придется ходить в лавировку вместо того, чтобы идти на фордевинд. (Напомним: паруса, установленные на японском танкере «Шин Аитоку мару», — вспомогательные.)

Заглянув в будущее, представим, что мы в порту. Уже издали заметны стройные мачты парусников. Подойдем к одному из них поближе. Это судно дедвейтом около 50 тыс. т с шестью мачтами. Оно способно совершать кругосветные рейсы. Серебристые колонны мачт привлекают наше внимание блестящими перьями огромных рей. Но поднимемся на палубу. Вблизи огромные размеры мачт поражают и завораживают, тем более обычными среди этих фантастических «деревьев» выглядят грузовые люки, кнехты, брашпиль. Небольшая рулевая рубка с прозрачным, чуть выпуклым подволоком расположена впереди второй мачты. По периметру рубка обстроена контрольными и судоводительскими пультами. Главное место среди них занимает консоль контроля и управления парусами и рулевая колонка. Посредине — штурманский стол с установками для приема и печати факсимильных изображений карт и с картой, на которую ежечасно наносятся определяемое компьютером положение судна и рекомендованный курс; высвечены действующая и рекомендуемая парусность. Практически все ярусы носовой рубки заняты электронными приборами. Здесь же предусмотрено помещение для вахтенного. Жилая зона судна расположена в корме и соединяется с рубкой подпалубным коридором, используемым в свежую погоду.

Рис. 1. Парусник в порту. На палубе (по рис. П. Шенцле),

Рис. 2. Жилая зона парусного транспорта.

Жилая зона отличается от той, которую можно увидеть на многих современных судах. Низкая и прижатая к корпусу для уменьшения ветрового сопротивления, с закругленными углами и наклонными стенками, она рассчитана на помещения для 24—30 чел., проживающих в одноместных и блочных каютах. Отсутствующая шахта машинного отделения позволила устроить своеобразное патио 1 с зимним садом, бассейном, накрытым сверху сдвижной прозрачной крышей. Иллюминаторы кают выходят на борт, двери— на террасу, опоясывающую патио—сад—спортплощадку с примыкающей столовой и салоном отдыха. Весь периметр судна занят каютами и только в корме открывается прекрасный обзор. Некоторые судовладельцы уже сейчас разрабатывают подобные решения даже для моторных судов.

Под жилыми палубами расположены санитарно-бытовые и вспомогательные помещения, судовые мастерские, в которых моряки могут заниматься любимым делом и выполнять береговые заказы на отдельные детали.

Каждая каюта площадью около 20 м3 называется одноместной, но рассчитана на проживание мужа и жены. Так решается давняя проблема моря — проблема семейного очага. Каюты, равные по площади, оборудованы по-разному. Вся жилая зона напоминает что-то среднее между гостиницей и многоквартирным домом. Произведения искусства (скульптура, эстампы, панно, резьба), цветы, нестандартные детали оборудования устраняют впечатление монотонности и скуки, характерное для судов второй половины XX в.

Машинное отделение размещено в палубной рубке и состоит из нескольких дизель-генераторов. Гребной винт смонтирован в выдвижной поворотной установке, не мешает ходу под пару, сами. Передвижные ветрогенераторы и соты солнечных батарей на люковых закрытиях дополняют судовую энергетику.

Интересно решено спасательное устройство парусника. На корме находится огромная ярко-оранжевая капсула. При любом опасном положении судна она всплывает из глубины (до 20 м) и не переворачивается; с жилой зоной сообщается аварийным ходом. Крепления капсулы можно отдать изнутри и снаружи. А когда капсула окажется на воде, расположенный на ней ветро-генератор обеспечит питание радиостанции и приборов.

Вот таким видится парусник будущего. Если удастся выйти на нем в море, нас поразит тишина, нарушаемая плеском волн, — шума машин практически не слышно, нет вибрации от гребного винта, дыма и запаха топлива, жары машинного отделения. Легкий крен не мешает; к нему нужно привыкнуть, зато качка явно плавнее и приятнее, ее смягчают паруса. Медики вскоре отметят, что многие профзаболевания, характерные для моторных судов, просто неизвестны морякам парусников.

Вахтенный — специалист высокого класса. Без помощи компьютера он умеет «читать» небо и метеокарты, выбирать выгодный курс (не всегда короткий путь быстрее ведет к цели).

Но вот отданы швартовы, от работы подруливающего устройства заклокотала вода, за кормой появляется лента кильватера. Парусник выходит из порта. Как и столетия назад, это волнует. Мигает закрываемый мачтой огонек маяка на головке брекватора. Поднятые, как гигантские руки, реи, плавно опускаясь, застывают в горизонтальном положении. Полотнища огромных парусов расправляясь вдоль рей, превращают мачты в крылья, и парусник тает вдали.

Рис. 3. Парусник с крыльчатым двигателем (предложение И. Е.Перестюка).

Порт как будто опустел. Но за густотой крановых стрел заметны еще какие-то мачты. Это судно меньшего тоннажа, работающее на линии с частыми в-стречными ветрами. Мачты его выполнены с двойными реями, раздвигающимися на полных курсах. Средняя мачта особенно мощная. Не удивительно, из ее обтекаемой гондолы вырастают два огромных пера воздушного винта — они почти вертикально свешиваются вдоль мачты, но в море превращаются в громадный блестящий щит, который передает всю силу энергии гребному винту. Как только направление ветра позволит поставить паруса, винт опять займет свое положение вдоль мачты. Рейсы этого судна сравнительно короткие. Жилая зона на нем простая/хотя комфортом не уступает лучшей современной гостинице. Судно насыщено электронными приборами. Здесь они особенно необходимы.

В отдаленном районе порта — суда каботажного плавания. Это 3—4-мачтовые шхуны, способные перевозить буквально все: контейнеры, лес, прокат, руду, удобрения и пр. На них трудно встретить большой компьютер, вооружение рассчитано на работу одного-двух человек, имеются подвесные и сворачиваемые паруса, рейки, циркульные погоны, оттяжки. Хотя эти суда больше многих славных винджаммеров, экипаж их разительно мал, а давний предок их («Клуб Медитерани») ходил вообще с одним человеком на борту. Вспомогательные двигатели (внутреннего сгорания или электрические) — обязательное условие повышения безопасности судна, но для многих работ требуются человеческие руки; лебедки и «кофейные мельницы» 1 — обыденное оборудование на палубе каждого судна.

Не забыты и роторы Флетнера — они, как трубы мощной электростанции, вырастают на палубе газовоза. Испаряющийся газ поступает в двигатели, вращающие цилиндры; прибавка в скорости при благоприятных ветрах весьма заметна.

Чистая вода и воздух — обычные признаки парусной пристани — удивительны все же для громадного порта, живущем напряженной жизнью. А вдалеке, в вечерних сумерках сияет огнями туристский парусник.


Читать далее:

Категория Парусная система