Уход за корпусом, палубами и надстройками


Категория Морская практика

В процессе эксплуатации судно должно всегда находиться в хорошем техническом и санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечивающем безаварийное плавание, сохранную перевозку грузов и безопасность пассажиров, нормальные условия для работы и жизни экипажа.

Государственный контроль за техническим состоянием судов осуществляет Регистр СССР. Он устанавливает технические требования, обеспечивающие условия безаварийного плавания, в установленные сроки производит периодические освидетельствования судна и выдает документы, удостоверяющие пригодность судна к эксплуатации в том или ином ограниченном или неограниченном районе плавания.

Систематический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием судна осуществляет Государственная санитарная инспекция.

Повседневный контроль за состоянием судна, обеспечением правильной эксплуатации его корпуса, помещений и всех технических средств, а также надлежащего ухода за ними возлагается на лиц командного состава в порядке выполнения ими служебных обязанностей, определяемых Уставом службы на судах ММФ. Обязанности и задачи судовых экипажей в организации ухода, обслуживания и технической эксплуатации судна регламентируются также Положением о технической эксплуатации морского флота, Правилами технической эксплуатации корпуса, помещений, устройств и систем судна (ПТЭ), Правилами Регистра СССР, Наставлением по борьбе за живучесть судов ММФ (НБЖС), Правилами окраски судов, руководящими техническими материалами (РТМ) ММФ и другими документами.

Техническую эксплуатацию корпуса и судовых средств обеспечивает единая служба технической эксплуатации, возглавляемая старшим механиком. Указания и распоряжения старшего механика в части технической эксплуатации судна обязательны для всех членов экипажа.

Правильно организованный уход за корпусом судна и его помещениями предполагает прежде всего предупреждение коррозии металлических конструкций и гниения деревянных. Как уже указывалось, основным способом защиты судовых поверхностей от коррозии и гниения является их окраска. Задача экипажа — постоянный уход за окрашенными поверхностями и своевременное обновление лакокрасочных покрытий.

С целью своевременного обнаружения и устранения возможных дефектов и неисправностей корпуса и судовых помещений экипаж судна обязан повседневно и периодически в сроки, установленные ПТЭ, производить осмотры наружной обшивки и набора корпуса, настилов палуб и платформ, двойного дна и переборок, судовых помещений, устройств и систем. Выявленные при осмотре мелкие неисправности и повреждения должны немедленно устраняться силами экипажа, а крупные — при очередном заводском ремонте, если по условиям безопасности эксплуатации судна, безопасности экипажа и сохранности перевозимых грузов не требуется срочное их устранение. Уход за корпусом судна и его помещениями силами экипажа складывается из своевременного выполнения окрасочных работ, постоянного наблюдения и периодических тщательных осмотров с устранением дефектов и повреждений, судовых приборок.

Корпус. При осмотре корпуса особое внимание следует обращать на состояние наружной обшивки, так как она является основной частью корпуса, обеспечивающей его прочность и водонепроницаемость. Основными ее дефектами являются: нарушение непроницаемости клепаных и сварных соединений; гофрировка, вмятины, интенсивный эрозионный износ в подводной части кормовой оконечности судна, утонение металла обшивки вследствие коррозионного износа. Гофры, бухтины и вмятины, стрелка прогиба, размеры и протяженность которых превышают допускаемые нормативы, должны быть выправлены при первой возможности. Как известно, наибольшей коррозии наружная обшивка подвергается вблизи переменных ватерлиний. Сильно корродируют обшивка у форштевня, а также кормовой подзор с ахтерштев-нем, рудерпостом и пяткой руля. Эти районы корпуса должны периодически осматриваться и подкрашиваться. Особенно интенсивно образуется ржавчина под якорными клюзами, под шпигатами и забортными отверстиями сточной и фановой систем, у приемных сеток судовых систем и т. п. Во время стоянки в порту эти места следует очищать от грязи, появившейся ржавчины и подкрашивать.

Для обеспечения живучести судна необходимо не реже 1 раза в 2 месяца производить наружный осмотр всех водонепроницаемых переборок, а приводов закрытия водонепроницаемых дверей с опробованием в действии — еженедельно и при каждой учебной тревоге. Водонепроницаемые двери в переборках, их приводы и другие детали должны быть всегда в исправном состоянии, рас-хожены в трущихся частях и замаркированы в соответствии с НБЖС. При осмотре водонепроницаемых переборок следует обращать особое внимание на то, чтобы в них не было свободных отверстий от заклепок, шурупов, снятых труб и кабелей. Обнаруженные отверстия необходимо немедленно заделывать. Для поддержания переборок в исправном состоянии надо регулярно удалять с них грязь, ржавчину и потрескавшуюся краску и окрашивать заново.

При осмотрах набора бортов, палуб и переборок надо обращать особое внимание на места пересечения продольного набора с поперечным, балок набора с палубами и платформами, а также на элементы крепления концов балок, так как в этих местах набор подвергается наибольшему износу.

Необходимо следить и своевременно восстанавливать лакокрасочные или цементные покрытия в пиках и других сырых и труднодоступных местах.

Настил двойного дна, не покрытый пайолом, при повреждении окраски или появлении ржавчины необходимо своевременно очищать и окрашивать заново. Надо постоянно следить за тем, чтобы на настиле двойного дна в машинных и котельных отделениях не застаивались вода, топливо или масло. При стоянках в порту настил необходимо осушать, а при появлении ржавчины — очищать и подкрашивать.

Палубы. Основной причиной преждевременного износа металлических палуб является коррозия. Для защиты от коррозии палубы покрывают специальными красками, обладающими высокой стойкостью к истиранию и другим воздействиям. На осушенные палубы наносят два слоя грунта ЭФ-065 (ЭФ-066) или один слой грунта ЭФ-094. На загрунтованные палубы, не требующие специального покрытия (теплоотражающего или нескользящего), наносятся два слоя эмали ЭФ-1144 красно-коричневого или зеленого цвета. Участки палуб в месте выполнения швартовных работ покрываются нескользящей эмалью ПФ-1145. В процессе эксплуатации судна надо следить за сохранностью лакокрасочных покрытий открытых палуб, производя тщательный наружный осмотр не реже 1 раза в 2 месяца. Особое внимание следует обращать на состояние окраски палуб у поперечных переборок и комингсов люков, по угольникам ватервейса и палубного стрингера, по обделочным угольникам стенок рубок и переборок надстроек, у фундаментов палубных механизмов, кнехтов и киповых планок, под трубопроводами и в местах, где возможен застой воды. Эти места необходимо очищать от грязи и окрашивать немедленно при обнаружении ржавчины и плохо держащейся краски.

На верхних палубах наиболее интенсивной коррозии подвергаются ватервейсы. Их либо цементируют, либо покрывают водостойкими красками с высокой механической прочностью. Необходимо следить за тем, чтобы цемент не имел трещин, так как при проникновении через них воды металл под цементным покрытием начинает интенсивно корродировать. При износе окрасочного слоя ватервейс следует зачистить до металла и окрасить заново. Во избежание застоя воды в ватервейсе надо содержать в чистоте шпигаты.

Деревянный настил палуб должен быть водонепроницаемым. Свидетельством течи настила и ржавления металла под ним является появление на досках ржавых пятен. Такой участок необходимо просушить, очистить пазы и стыки от плохо держащегося вара и залить растопленным варом или варом с древесной смолой в соотношении 2:1. Если при вскрытии пазов и стыков обнаружится, что старая конопатка имеет запах гнили,ее необходимо заменить новой из прядей пенькового смоленого троса. Конопатка должна плотно заполнять стыки и пазы на глубину шпунта и несколько выступать в щель паза. Палубы конопатят при помощи плоского пробойника и мушкеля. Если пазы глубокие, то лучше вместо одной толстой пряди троса проконопатить их послойно двумя-тремя прядями во избежание порчи досок настила при сильной забивке толстой пряди. Для улучшения качества конопатки пазы и стыки настила перед конопаткой надо промазать натуральной олифой и просушить. Заливку пазов варом производят из специального ковшика и повторяют дважды, так как первый слой со временем оседает. После второй заливки вар зачищают вровень с палубой при помощи скребков. Чтобы предохранить работающих на очистке палубы от смоляной пыли, разъедающей глаза и руки, поверхность палубы смачивают водой.

Работы по конопатке палубы надо производить только в сухую погоду. При конопатке тикового настила вместо вара используют замазки, приготовленные из свинцовых белил и мела, замешанных на олифе с добавлением сиккатива.

Гнилую доску палубного настила необходимо заменить при ближайшем ремонте. Если гнилью поражена только часть доски, то вырубают и заменяют только эту часть. В случае поражения доски гнилью только сверху выдалбливают лишь пораженную часть и ставят наличник.

Деревянные палубы периодически скатывают и моют забортной водой. В сухие жаркие дни во избежание рассыхания их скатывают утром и вечером. Не реже 1 раза в неделю производят генеральную мойку палуб. При мойке их протирают мелким песком с помощью жестких щеток и голиков. Очень загрязненные или покрытые маслом места за несколько часов до мытья палубы рекомендуется смазать раствором известкового молока. После мойки палубы пролопачивают резиновыми скребками и протирают швабрами. Особенно тщательно следует удалять воду из углов, у кромок комингсов и переборок, так как задерживающаяся там вода способствует образованию гнили настила и ржавчины металла.

При обледенении открытых палуб очистку их ото льда следует производить осторожно, не допуская повреждения деревянного настила.

Для предохранения от гниения деревянные палубы периодически покрывают олифой, а иногда и лакируют.

Надстройки и рубки. Внешние поверхности стальных надстроек и рубок транспортных судов окрашиваются обычно в белый цвет эмалевыми красками ПФ-167 и ПФ-579 по грунтам ЭФ-065, а поверхности из легких сплавов — теми же красками по грунтам ФЛ-03 Ж-1. Коррозионные разрушения прежде всего наблюдаются в местах сопряжения надстройки с корпусом. Надстройки из легких сплавов следует особенно тщательно окрашивать в местах контакта со стальным корпусом и в районе швов.

Окрашенные стальные поверхности надстроек и рубок надо периодически мыть теплой мыльной водой мягкими щетками. Грязные места нужно сначала отмывать горячей водой со слабым раствором кальцинированной соды или раствором хлорной извести а затем чистой водой.

Загрязненные поверхности рубок и надстроек из легких сплавов надо мыть теплой водой с добавлением стиральных порошков, нейтральных по отношению к сплавам.

Нельзя применять для мойки окрашенных поверхностей каустическую соду и другие щелочи, так как они быстро разрушают защитную пленку краски.

Необходимо производить повседневный осмотр всех водонепроницаемых закрытий наружных отверстий надстроек и рубок. Перед каждым выходом в море, а при коротких рейсах — не реже 1 раза в месяц надо опробовать закрытия в действии. При этом должна быть произведена пробная постановка на место съемных или навесных штормовых щитов дверей, затемнителей и штормовых крышек на комингсы вентиляторов. Все водонепроницаемые двери в переборках надстроек и рубок должны всегда содержаться в исправном состоянии. Уплотняющая резина в пазу по периметру двери должна быть целой, эластичной, не пересохшей. Нельзя закрашивать резину краской, ее периодически (1 раз в месяц) покрывают водным раствором мела. Шарниры дверей и их задрайки надо ежемесячно расхаживать и смазывать.

Иллюминаторы и их штормовые крышки должны легко открываться и закрываться. Прокладочная резина должна быть исправной. Винтовые барашки необходимо периодически смазывать, они должны вращаться легко и свободно.

Полная окраска обшивки корпуса, палуб, надстроек и рубок должна возобновляться ежегодно.


Читать далее:

Категория Морская практика