Уход за грузовыми трюмами, танками и цистернами


Категория Морская практика

Грузовые трюмы. Их техническое состояние должно обеспечивать безопасность судна и сохранность перевозимых грузов. Судовая администрация обязана осуществлять постоянный контроль за состоянием трюмов и исправностью их оборудования. При осмотре трюмов следует обращать внимание прежде всего на отсутствие водотечности корпуса и поступления в трюмы воды из балластных отсеков двойного дна, на состояние лакокрасочных покрытий внутренних металлических поверхностей. При обнаружении поврежденной окраски или появления ржавчины такие поверхности необходимо очистить и окрасить заново.

Крышки горловин двойного дна должны быть плотно закрыты, так как малейшее нарушение их герметичности приводит к под-мочке груза при заполнении танков водой. При вскрытии горловин следует обращать внимание на исправность прокладочного материала и болтов, которыми крепятся крышки горловин. Необходимо содержать в исправности рыбинсы, деревянный настил двойного дна (пайол), защитную обшивку туннелей гребных валов, деревянные щиты над льялами и горловинами.

Для предохранения груза от подмочки надо следить за тем, чтобы все трубопроводы, проходящие в трюмах, не имели повреждений, а твиндечные шпигаты были чистыми. Перед погрузкой необходимо проверить исправность и чистоту приемных сеток осушительного трубопровода, воздушных и мерительных трубок, надежность защиты их от повреждения грузом.

Обнаруженные при осмотре трюмов мелкие неисправности и повреждения должны быть устранены экипажем до начала погрузки, а другие, не угрожающие безопасности людей и судна, а также сохранности перевозимых грузов, — при очередном ремонте. В соответствии с ПТЭ до начала погрузки обязательно должны быть приведены в исправное состояние: трубопроводы и электропроводка, защитные кожухи и решетки, закрытия горловин и цистерн, мерительные трубки льял и система вентиляции трюмов, рыбинсы и защитная обшивка туннелей гребных валов, приемные сетки осушительного трубопровода.

Кроме перечисленных общих мер по подготовке трюмов к погрузке, необходимо проводить их специальную подготовку, объем и содержание ^которой зависят от рода перевезенного и предназначенного к перевозке груза. Например, при перевозке штучных тарных грузов, пиломатериалов, оборудования и т. п. подготовка трюмов сводится к сухой их уборке: убираются остатки подстилочных и сепарационных материалов, обметаются борта и пайолы и удаляется из трюма мусор. Если те же грузы будут размещены в трюмах после перевозки судном пыльных и грязных грузов (апатита, цемента, каменного угля и т.п.), то после проведения сухой приборки необходимо произвести мойку трюмов. При мойке струей воды из резинового шланга смывают остатки груза, а затем скатывают борта, переборки и пайол. После мойки необходимо очистить от грязи и промыть льяльные колодцы, очистить приемные сетки осушительного трубопровода и просушить трюмы. Для ускорения просушки трюмов используют переносные калориферы. Ускорение просушки пайола достигается также тем, что насыпают на него деревянные опилки, хорошо впитывающие влагу, которые затем собирают и удаляют из трюма. Перед погрузкой пищевкусовых грузов (муки, кондитерских изделий, чая и др.) после перевозки грузов, оставляющих после себя стойкие запахи и сырость (соленой рыбы, мокросоленых шкур, селитры и др.), должна производиться специальная подготовка трюмов. В этом случае после скатки внутренних поверхностей производят обработку трюмов паром, горячей промывкой, опрыскиванием 10%-ным раствором марганцевокислого калия или аммиака, а льяла — раствором извести (2,5 кг негашеной или 0,5 кг хлорной извести на ведро воды). После такой обработки трюмы тщательно просушивают. Для просушки эффективно используются устанавливаемые на судах трюмные кондиционеры, позволяющие не только высушить воздух до желаемого уровня влажности, но и поддерживать в трюмах необходимую температуру и влажность.

Для обеспечения безопасности людей грузовые трюмы обязательно должны иметь исправные трапы и леерное ограждение твиндеков.

Танки и цистерны балластной и пресной воды. Необходимо защищать их от коррозии и содержать в исправном состоянии, отвечающем ПТЭ и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для хранения питьевой воды морские суда оборудуются как минимум двумя цистернами, которые размещаются выше двойного дна. Балластные танки и цистерны мытьевой воды в большинстве случаев располагаются в междудонном пространстве. Для придания судну оптимального дифферента в качестве балластных танков используются также концевые отсеки судна — форпик и ахтерпик.

У танков, расположенных в междудонном пространстве, горловины выходят на пайолы трюмов и закрываются металлическими крышками на шпильках или болтах. Герметичность закрытий обеспечивается наличием прокладочного материала по окружности горловины и надежным завинчиванием всех гаек. Необходимо при каждом открывании крышек горловин проверять состояние болтов (шпилек) и прокладок. Болты и гайки должны быть в полном комплекте, при поломке их надо немедленно заменять. Запрещается окрашивать резьбу болтов и материал прокладок.

Для предохранения элементов закрытия от повреждений горловины имеют комингсы, и их закрывают сверху деревянными щитами вровень с пайолом трюма. Однако в процессе грузовых операций, особенно с применением в трюме различных погрузочных машин, грейферов и т.п., не исключается повреждение щитов. Поэтому необходимо после каждой выгрузки проверять их состояние. Проверка закрытия горловин на водонепроницаемость производится опрессовкой балласта, т.е. заполнением танка водой на высоту мерительной трубки. Не изменяющийся со временем уровень воды в мерительной трубке будет свидетельствовать о герметичности танка. Опрессовка цистерн пресной воды должна производиться только пресной водой.

Защита внутренних поверхностей танков и цистерн от коррозии обеспечивается окраской или цементировкой. В соответствии с требованиями РТМ 31.5011—76 на судах морского флота для покрытия питьевых цистерн должны применяться лакокрасочные материалы. Покрытие их цементным раствором допускается только на судах портового флота с автономностью плавания не более 12 ч.

Окраску цистерн питьевой воды заново следует производить только теми лакокрасочными материалами, которые допускаются к нанесению по старому покрытию. Все работы по окраске питьевых цистерн должны выполняться в чистой спецодежде и продезинфицированных резиновых сапогах.

В последнее время на некоторых судах устанавливают цистерны для питьевой воды из стали, плакированной нержавеющей сталью. Такие цистерны требуют лишь периодической промывки поверхностей, удаления осадков с днища и дезинфекции.

Балластные танки окрашиваются по схеме 6-Э-З в четыре слоя этинолевой эмалью ЭКЖС-40.

Для цементировки рекомендуется применять портландцемент марки 500 или 600, из которого вместе с песком и водой приготавливают цементный раствор. Для защиты цистерн пресной воды б него добавляется (12—20 % по массе) 2%-ный водный раствор хлористопо кальция. Цементный раствор наносится на зачищенную поверхность кистями из длинной щетины.

Промывка и дезинфекция цистерн питьевой и мытьевой воды производятся в соответствии с санитарными правилами.

Окраску или цементирование танков и“ цистерн производят заново в период заводского ремонта. В процессе эксплуатации судна балластные танки не реже 1 раза в 2 года, а цистерны питьевой и мытьевой воды — не реже 1 раза в 6 месяцев должны вскрываться и осматриваться с очисткГой и восстановлением в случае необходимости антикоррозионного покрытия. При выполнении этих работ необходимо строго соблюдать все требования правил техники безопасности для работающих в танках и цистернах.

Во время плавания в зоне пониженных температур необходимо предохранять танки и цистерны от размораживания, для чего надо следить за исправностью системы обогрева. Особое наблюдение должно быть установлено за цистернами, расположенными выше действующей ватерлинии и не имеющими системы подогрева воды. Такие цистерны не следует заполнять водой или, по крайней мере, заполнять не полностью.

С целью контроля за состоянием уровня и количеством воды в балластах, питьевых и мытьевых цистернах на судне ежедневно производятся замеры с записью результатов в специальном журнале. Уровень воды замеряют футштоком через выведенные наружу мерительные трубки. Необходимо следить за тем, чтобы были плотно закрыты пробки мерительных трубок, выведенных на открытые палубы.

Грузовые танки. Наиболее интенсивной коррозии танки подвергаются при перевозке светлых нефтепродуктов (бензина, керосина и др.) и сырой нефти с большим содержанием серы. Способствует коррозии и забортная соленая вода, принимаемая в танки при балластных переходах в случае, если танкер не оборудован автономной балластной системой.

Для защиты танков от коррозии применяют три основных способа: покрытие внутренних поверхностей танков и их оборудования химически стойкими лакокрасочными материалами, электрохимическая защита и введение в перевозимый груз ингибиторов.

В зависимости от номенклатуры перевозимых грузов РТМ 31.5011—76 рекомендованы три технологические схемы окраски танков: схема 6-БЭ-1 — один слой грунта Б-ЭП-0126 на эпоксидной основе и два слоя эпоксидной эмали Б-ЭП-752; схема 6-ЭП-1 — один слой фосфатирующего грунта ВЛ-02 или ВЛ-08 и четыре слоя эпоксидной эмали ЭП-755; схема 6-ХЕ-2 — четыре слоя эмали ХС-717. Последняя схема применяется только для окраски танков, ранее окрашенных по этой схеме. Пленки этих покрытий устойчивы к действию нефтепродуктов, морской воды и влажного воздуха., достаточно теплостойки. Во время эксплуатации следует своевременно восстанавливать покрытия.

В качестве электрохимической защиты применяется протекторная защита. Протекторы из магниевых и некоторых других сплавов равномерно размещаются в непосредственной близости от внутренних поверхностей танка. Находясь в электролите, каковым является соленая балластная вода, протектор-электрод выполняет роль катода. Его частицы переносятся на стальную поверхность-танка, обладающую более высоким потенциалом, и создают на ней защитную пленку.

Особые химические вещества — ингибиторы, внесенные в перевозимый груз, оседают на поверхности танка, создавая защитную пленку.

Подготовка танков к приему груза зависит от рода груза, перевезенного в предыдущем рейсе и предъявленного к перевозке. Так, например, при постоянной перевозке сырой нефти и мазута-достаточно очистить танки от грязи и твердых остатков, оседающих на днище, а при смене сортов груза танки необходимо промыть и дегазировать.

Мойка танков производится с целью удаления из них остатков нефтепродуктов, механических примесей и ржавчины. Применяют ручной, механизированный и химико-механизированный способы-мойки.

Ручная мойка танков применяется только для дополнительной очистки от нефтепродуктов труднодоступных мест. При этом скатывают холодной водой из пожарного шланга через горловины все доступные части танков, а затем задраивают все горловины и пропаривают танк в течение 3—4 ч. После пропаривания танк тщательно вентилируют, открыв все горловины. Провентилировав и остудив танк до температуры 30°С, производят мойку его поверхностей водой, подогретой до 40—50 °С, подавая ее в шланг под давлением 60—80 МПа. Мойку начинают сверху и заканчивают тщательным промыванием днища танка. Струей воды остатки нефтепродуктов и сбитую ржавчину сгоняют к приемникам зачистной магистрали. После удаления зачистным насосом загрязненной промывочной воды выбирают остатки воды, грязи и ржавчины.

Механизированная мойка танков производится с помощью специальных моечных машинок, которые в процессе мойки последовательно сверху вниз опускаются в танк через специальные горловины в палубе. Моечная машинка представляет собой два или три сопла, приводимых в действие реактивной силой струи или водяной турбиной. При подаче воды сопла вращаются вокруг вертикальной и горизонтальной осей и мощными струями обмывают поверхность танка. Вода, подогретая до 70—90 °С, подается на моечную машинку с помощью насоса по шлангу.

Одновременно с мойкой грязная промывочная вода из танков откачивается в отстойный танк (танки.) Вместимость отстойного танка (танков) должна быть достаточной для сохранения смывок. В отстойных танках устанавливаются в случае необходимости индикаторы поверхности раздела нефть — вода.

Химико-механизированная мойка танков производится теми же моечными машинками, но в горячую воду добавляются различные моющие препараты (MJI-1, МЛ-2, МЛ-6, ОП-7 и др.), способствующие распаду загрязненного промывочного раствора.

При использовании препарата МЛ-6, вызывающего более полный и быстрый распад промывочного раствора, применяется так называемая однокаскадная система мойки по замкнутому циклу. Моющий раствор готовят в грузовом или специальном танке и подают моечным насосом через подогреватель 3 на моечную машину 5. Загрязненный после промывки танка раствор непрерывно откачивают зачистным насосом в тот же танк, где отмытые остатки нефтепродуктов концентрируются на поверхности.

При использовании препаратов с более продолжительным распадом загрязненного раствора применяется двухкаскадная система мойки по замкнутому циклу. Система позволяет мыть танки под чистый балласт подогретой забортной водой без добавления моющих препаратов.

В грузовые танки водяной балласт, как правило, не принимается, но в случае такой необходимости танки промываются сырой нефтью. Во время мойки сырой нефтью в промываемые танки должен подаваться инертный газ от системы инертных газов, содержание кислорода в котором не должно превышать 8% па объему. Системой мойки танков сырой нефтью должны быть оборудованы все танкеры дедвейтом 20 тыс. т и более. Моечные машинки должны обеспечивать эффективную очистку обрабатываемой поверхности танка. Каждая машинка должна отключаться с помощью запорных клапанов, установленных на подающем трубопроводе. Конструкция подпалубных роющих машинок должна иметь устройства вне грузовых танков, показывающие вращение и дугу поворота машинки во время мойки. В качестве насосов, подающих сырую нефть к моечным машинкам из грузового танка, используются грузовые насосы или насосы, специально предусмотренные для этой цели. Зачистная система должна иметь оборудование для контроля ее эффективности с дистанционным указателем контролируемых параметров.

Рис. 1. Схемы химико-механизированной мойки танков по замкнутому циклу:
а — однокаскадная; б — двухкаскадная

В морских портах, имеющих береговые или плавучие зачист-ные станции, мойка танков производится ими без использования судовых средств.

Предотвращение загрязнения моря. Любое судно валовой вместимостью от 400 до 10 тыс. per. т должно быть оборудовано цистерной для сбора нефтесодержащих смесей. При этом должна быть световая и звуковая сигнализация, срабатывающая при заполнении емкости на 80%- Такое судно должно быть оснащено нефтеочистным оборудованием.

Судно валовой вместимостью 10 тыс. per. т и более дополнительно должно быть оснащено системой автоматического замера, регистрации и управления сбросом, снабженной самопишущим устройством для непрерывной регистрации содержания нефти в сбросе. Система должна автоматически прекращать сброс в море нефтесодержащей смеси в случае, если содержание нефти в стоке превысит 100 миллионных долей. При наличии на судне нефтеочистительной системы на 15 миллионных долей оно оборудуется сигнализатором превышения уровня нефтесодержания в сбросе свыше 15 мг/л. Эти требования установлены Международной конвенцией о предотвращении загрязнения моря нефтью (МАРПОЛ-73) с Протоколом 1978 г. Конвенция определяет также условия хранения на судне, сдачи на берег и сброса в море хозяйственно-фекальных сточных вод, пищевых отходов и мусора.

Требования техники безопасности при работе в танках определяются свойствами перевозимых жидких грузов: огнеопасностью, авзрывоопасностью нефтяных паров, стойкостью запахов, вредным влиянием паров на организм человека и др.

Перед началом работ по зачистке, мойке и дегазации танков члены моечной бригады должны получить инструктаж у старшего помощника капитана и пройти обучение на рабочем месте по технике безопасности.

При выполнении этих работ должны выполняться следующие основные требования:
— ручная зачистка и мойка танков должны производиться только в светлое время суток, после тщательной дегазации и вентиляции, при температуре воздуха в танке не выше 50°С и влажности не более 85%. Не допускается мойка танков при крене судна более 5°, а также во время грозы;
— спуск людей в танки для установки или перемещения моечных машинок, а также для удаления остатков нефтепродуктов и ржавчины допускается только в шланговых противогазах, в комбинезонах и обуви, неразъедаемой нефтепродуктами, не имеющей гвоздей и не скользящей по металлу. Запрещается работать в кислородных дыхательных аппаратах, так как соединение кислорода с парами нефтепродуктов образует взрывоопасную смесь;
— моечные машинки должны быть надежно присоединены к шлангам, подвешены на прочных растительных тросах и заземлены. Нельзя работать ими в танках, заполненных паром, так как воз* можно большое скопление статического электричества;
— нельзя опускаться в незачищенные или недегазированные танки с содержанием в воздухе паров углеводородов более установленной нормы — 0,3 мг/л;
— в танке должны работать одновременно не более 2 чел. На работающих должны быть надеты плотно облегающие тело предохранительные пояса с лямками и страховочными концами, испытанными на прочность. Около люка должны неотлучно находиться дежурные (по одному на каждого работающего в танке). Между работающими и дежурными должна быть отработана условная сигнализация.

Дежурные должны иметь свистки для подачи сигналов; около люка должны иметься два комплекта:
— масок, присоединенных к воздуходувке, предохранительных поясов, сигнальных концов, комбинезонов и обуви, а также исправный взрывобе-зопасный фонарь;
— работать в недегазированных танках можно только с переносными аккумуляторными фонарями взрывобезопасного типа и инструментом, не дающим искр при ударе;
— в танках, где работают люди, должна постоянно работать естественная и искусственная вентиляция.


Читать далее:

Категория Морская практика