Трехкилевые обводы („тримараны")


Категория Спортивные катера

Все рассмотренные выше лодки были выполнены с обычными остроскулыми V-образными обводами. Совершенно иной тип представляет мотолодка «Мёве» («Чайка»). На рис. 1 показан ее корпус длиной 5,2 м и шириной 2,1 м. Здесь применены обводы типа «тримаран». Это обычный узкий корпус лодки с примыкающими справа и слева полукорпусами. Таким образом, получаются три киля, из которых только средний полностью проходит до кормы; днища боковых корпусов составляют около 3/4 длины основного. Обводам, образующим переднюю часть судна, дают различные названия: «кафедрал», или «тримаран», «крыло чайки». В большинстве случаев мотолодки с трехкилевыми обводами, как и однокилевые, заканчиваются обычным транцем. Однако у некоторых лодок все три киля достигают транца. В этом случае поперечные обводы выглядят волнистыми. Для них также применяют название—обводы типа «тримаран». Плоской корме, когда скуловые кили не достигают транца, обычно отдается предпочтение, потому что это обеспечивает мотолодке хорошую маневренность. Если все три киля «протянуты» до кормы, то становится очевидной трудность бокового движения (дрейфа) кормы, и в результате маневренность мотолодки ухудшается.

При обводах типа «тримаран» или «крыло чайки» предусматривается очень широкая плосконосая передняя оконечность мотолодки. В результате на волнении палуба остается сухой, Оба скуловых киля повышают остойчивость мотолодки, а при волнении способствуют легкости хода. Мореходность такой мотолодки необычно хорошая, чем объясняется ее растущая популярность, Однако столь ценное качество приобретается за счет увеличения веса лодки и относительно небольшой скорости.

Мореходность хорошо спроектированного тримарана намного лучше мореходности любой обычной мотолодки. Поэтому при выборе катеров для морской аварийной службы в прибрежных водах предпочтение отдают именно таким судам.

Рис. 1. «Мёве». Мотолодка этого типа, так называемый тримаран, отличается повышенной остойчивостью и большой полезной площадью кокпита. Сложные обводы могут быть выполнены только из стеклопластика. На схеме а можно видеть кокпит, расположенный в носовой части судна; на схеме 6 — вариант служебной мотолодки.

Мотолодки, предназначенные для спасательных служб, обычно оснащены подвесными лодочными моторами, причем преимущество отдается тем мотолодкам, на которых установлены рядом два мотора равной мощности, как это видно на рис. 1, б, Конечно, устройство сидений полностью исключено, Катером управляют стоя с поста управления, который по своему виду напоминает мостик подводной лодки.

Для использования тримарана в спортивных целях нужно сначала проанализировать допустимые характеристики мотора. При несущей ширине транца 1,95 м LB = 10,2. Из приведенной на рис. 67 диаграммы следует, что такому значению соответствует мощность двигателя 130 л. с. Поистине мощный двигатель! Благодаря широким носовым обводам лодка имеет большой запас объемов, поэтому допускается установка мотора еще большей мощ. ности. Но действительно ли нужна скорость 80 км/ч? Если вместо мотора указанной выше мощности выбрать мотор половинной мощности (65 л. е.), то и тогда лодка будет идти все еще с высокой скоростью — около 55 км/ч. С мотором мощностью, равной V4 максимальной (32 л. е.), достижима скорость 35 км/ч.

Катер береговой спасательной службы при тех же размере-ниях оборудуют двумя двигателями, каждый мощностью 45 л. е., с тем чтобы на тихой воде, несмотря на возможный излишек снаряжения, он мог развивать скорость свыше 50 км/ч.

Обе схемы общего расположения, конечно, не дают всех возможных решений. На рис. 1, а особенно выделяется передний кокпит. От поста управления имеется проход; средняя часть ветрового стекла складывается в сторону или отсутствует. Такое вполне допустимое при широких носовых обводах мотолодок типа «тримаран» общее расположение быстро завоевало много приверженцев. Передний кокпит благодаря широкой палубе защищен от водяных брызг и является излюбленным местом пребывания детей. Многие конструкции имеют дверь под откидными частями ветрового стекла. Сдвоенные сиденья заднего кокпита могут раскладываться в спальные места.

На рис. 1, б показано расположение разъездной мотолодки, предназначенной для перевозки большого числа людей. Без какого-либо риска на мотолодке размещается до 12 пассажиров.

Некоторые изменения в чертежах общего расположения не связаны с размерами мотолодок. В пределах практической возможности допустимо почти неограниченно заменять одно устройство кокпита другим. Так, сдвоенный ряд сидений четырехметровой мотолодки «Марианна» может быть применен и на большом катере, но не нужно пытаться использовать передний кокпит мотолодки длиной 5,2 м на обычной мотолодке «Клавдия» длиной 4,8 м. «Клавдия» не обладает широкой носовой палубой, присущей обводам типа «тримаран», и потому в большей мере страдает от водяных брызг. Типовые размеры мотолодок и их общее расположение могут быть выбраны из серии приведенных в книге мотолодок с подвесными моторами. Все промежуточные размеры допустимы. Такие мотолодки непрерывно создаются. Наиболее важные общие расположения мотолодок, показанные на чертежах, конечно, не исчерпывают всех возможных решений.

Ответ может быть дан только после разъяснения следующих обстоятельств: установка двух маленьких моторов потребует меньше усилий, чем одного большого; обслуживание двух моторов более удобно. Если из-за повреждения винта, загрязнения топлива и других причин откажет единственный мотор, то придется сидеть в неподвижной лодке, а при двух моторах можно спокойно продолжать путешествие, причем теряется лишь четверть скорости. Это достаточно убедительные аргументы в пользу установки двух моторов.

В пользу же одного мотора двойной мощности выдвигают другого рода обоснования: общая стоимость приобретения ниже, скорость в среднем приблизительно на 10% выше. Поэтому экономнее совершать путешествие на лодке с одним мощным мотором, чем с двумя моторами половинной мощности.


Читать далее:

Категория Спортивные катера