Малые туристские катера с подвесными моторами


Категория Спортивные катера

По своей природе современный подвесной мотор предназначен для легкой лодки и большой скорости. Гребной винт мотора характеризуется небольшим диаметром и высокой частотой вращения, что обусловливает значительную скорость. На тяжелых лодках с малой скоростью подвесные моторы работают с низким к. п. д. гребного винта. Хотя промышленность поставляет гребные винты, предназначенные для такой службы, все же частота вращения винта обычного подвесного мотора всегда значительно выше, чем та, при которой в случае умеренной скорости достигается действительно высокий к. п. д. Для иллюстрации этого положения приведем пример. На 12-метровом туристском катере были установлены три подвесных мотора мощностью по 80 л. с. По внешнему виду катер не отличался от катеров обычной постройки. В середине возвышалась рулевая рубка, под которой расположились бы два обычных стационарных катерных двигателя; но это место осталось пустым. На корме было сделано очень низкое широкое углубление (моторная ниша), где рядом находились все три подвесных мотора. Вплотную к ним под банкой были встроены топливные баки для смешанного с маслом бензина. Владелец катера радовался, глядя на 240-сильную установку, ощущая громкий шум работавших Двигателей и их вибрацию. Случай был столь исключительным, что завод по изготовлению подвесных моторов экстренно послал своего представителя посмотреть на такое чудо. В действительности это была прискорбная неудача!

Во-первых, судно не развило большой скорости, которой оно достигло бы с равным по мощности стационарным двигателем.

Во-вторых, расход топлива увеличился более чем вдвое; кроме того, топливо было смешанным, с необходимым количеством масляных добавок, что повысило его стоимость.

В-третьих, за широким транцем катера на ходу оставалось огромное облако выхлопных газов, так что моторы частично снова засасывали собственный углекислый газ и поэтому не достигали нужной мощности. Наконец, они подвергались коррозии. Снятие моторов было затруднено, потому что они соединялись между собой тягами механизма управления. Маневренность оказалась замедленной и ненадежной. Такое большое судно на заднем ходу могло лишь медленно подходить к причалу (из-за малого диаметра гребного винта). Обслуживание моторов было трудным, срок их службы —коротким. Уменьшить шумность или вибрацию не удалось: на судне было постоянное облако дыма, так как смесь бензина и масла в непрерывно работавшем двухтактном моторе сгорала недостаточно полно. Все это получилось потому, что частота вращения мотора не соответствовала размерам судна.

Нецелесообразность применения подвесных моторов на больших катерах рассмотрена здесь на необычном примере. Неудач можно было бы избежать, если бы владелец судна заранее посоветовался с опытным специалистом-катеростроителем.

Для оснащения катера подвесным мотором необходимы три предпосылки: легкая конструкция катера, позволяющая обеспечить достаточно высокую скорость; рационально подобранные мощность мотора и частота вращения гребного винта с целью достижения высокого к, п. д. установки; удобное обслуживание мотора.

Каждую открытую лодку достаточной длины можно оборудовать на случай плохой погоды полузакрытой кабиной. Однако это будет еще не настоящий катер. Лодке недостает многих элементов, чтобы называться катером: места для приготовления пищи, места для шкафчика, туалета. Кроме того, каюта обычно остается открытой в корму. Тем не менее даже неудобной надстройки достаточно, чтобы защитить рулевого и пассажиров от ненастной погоды.

Прогулочный катер с каютой-убежищем, модель «Бриджит», показан на рис. 71. Его размеры 4,8×2,0 м —наименьшие допустимые, при которых крытая конструкция может быть осуществлена. С учетом целесообразной ширины судна по транцу (1,65 м) произведение LB оказывается равным 8 м2, В этом случае допустимая расчетная мощность мотора немного превышает 80 л. с,, а скорость достигает 50 км/ч и более.

Рис. 1. «Бриджит». Катер с подвесным мотором и полузакрытой каютой-убежищем. Катера, выполненные по схеме а, имеют наружный пост управления и две койки достаточной длины. На схеме в изображен пост управления, расположенный в каюте.

Если для повышения экономичности решаются уменьшить скорость, То для путешествия со скоростью 38—39 км/ч достаточно мотора мощностью 40 л. с. При установке мотора мощностью 20 л. с. на катере такого размера можно совершать прогулки со скоростью до 24 км/ч. Конструкция катера легкая. С этой целью корпус выполняют из водостойкой многослойной клееной фанеры. Нагрузка —два человека и умеренное снаряжение.

На рис. 1, а показан пост управления, находящийся в кокпите позади небольшого ветрового стекла. В каюте-убежище удобно размещены две койки. Благодаря тому, что на этом маленьком катере предусмотрены моторная ниша и высокий надводный борт и достаточно просторная палуба, катер пригоден для длительных путешествий по рекам и озерам или вдоль побережья при удалении от гаваней.

На рис. 1, б показано другое расположение катера тех же размеров, с точно такой же каютой. В каюте размещен штурвал, а для водителя и его спутника имеются удобные мягкие сиденья 38. К ним примыкают два боковых сиденья, которые на корме переходят в обычную поперечную банку. Такое расположение очень удобно, если катер применяется для спортивной ловли рыбы, хождения на водных лыжах, перевозки пассажиров и грузов.

Катер с каютой-убежищем может быть широко использован в районах, где часто бывает плохая погода.

Размеры «Моники», общее расположение, распределение объемов многократно испытаны и проверены. Достаточно легкий корпус такого катера длиной 5,8 м и шириной 2,2 м может быть выполнен из водостойкой клееной фанеры (многослойной). При ширине корпуса по транцу 1,9 м LB = 11 м2 и наибольшая допустимая мощность подвесного мотора составляет 145 л. с. Катер достигает значительной скорости — почти 55 км/ч. Именно в этом проявились существенные преимущества подвесного мотора! Никакой другой тип энергетической установки, будь-то катерный стационарный двигатель или двигатель с Z-образной передачей на винт, не может дать такого выигрыша в весе, как современный подвесной лодочный мотор. При общем уменьшении веса корпуса катера это позволяет существенно снизить затраты. В случае бережной эксплуатации и тщательного обслуживания мотора после каждой поездки водитель будет вознагражден надежной и многолетней его службой.

Не рекомендуется устанавливать мотор повышенной мощности. В то же время, используя мотор половинной мощности, в пределах 75 л. е., всегда можно ожидать достаточно большую скорость (до 40 км/ч). Даже при мощности 35 л. с. непременно получают удовлетворительную скорость —до 28 км/ч. На рис. 2, а и б показаны варианты расположения поста управления.

Рис. 2. «Моника». Небольшой туристский катер с подвесным мотором. Длина корпуса относительно небольшая, но позволяет предусмотреть некоторые удобства, например достаточно большой кокпит. На схеме а, вид сбоку, показан внутренний пост управления, на схеме б — наружный пост управления с соответственно большим жилым помещением в рубке.

Рис. 3. Быстроходная спортивная мотолодка-тримаран длиной 4,6 м; серийно строится из стеклопластика (США). Обводы судна сочетают большую остойчивость с незаливаемостью при ходе на волне.

Рис. 4. Современная быстроходная прогулочная мотолодка «Формула-190* из стеклопластика с подвесным мотором мощностью 100 л. с. Длина 5,65 м, ширина 2,15 м. На катере такого же типа может быть установлен стационарный двигатель с Z-образной передачей на винт.

Оба варианта расположения поста управления имеют право на существование. Это зависит от цели путешествия и от районов, где используется катер. На практике все же для туристских походов более приемлем катер с расположением, показанным на рис. 2, б. Общее расположение такого туристского (прогулочного) катера должно быть кратко пояснено. Длина катера 5,8 м является нижним пределом, при котором можно предусмотреть пригодную для туризма каюту с местом приготовления пищи и изолированным туалетом, причем размеры этих помещений сведены до минимума. В случае меньших размеров катера гармония целостности нарушается, так что страдают не только удобства пассажиров, но и ходовые качества судна. Рассматриваемый небольшой туристский катер «Моника» даже в сравнении с большими катерами имеет отличный вид. Оба спальных места вполне достаточны в длину и ширину. Длина кокпита допускает устройство запасных мест. Каюта уютна и светла. Наружное расположение поста управления гарантирует абсолютную видимость на любом ходу. Переднее леерное ограждение, а также леера, идущие вдоль крыши каюты, делают носовую палубу вполне доступной.

Общее расположение катеров, показанных на рис. 3 и 4, не рассчитано даже на небольшие туристские путешествия. На малых катерах для разъездов с большой скоростью, при хорошей защите от холода или дождя предусматривают размещение туалета в закрытом помещении и, по желанию, даже допускают устройство двух резервных коек в каюте, если сиденье водителя сделано убирающимся. С учетом размерений и обводов такой катер лучше всего строить из морской многослойной фанеры; равным образом допустимо использовать для постройки катера стеклопластик и легкие металлы.


Читать далее:

Категория Спортивные катера