Способы защиты металлов от коррозии


Категория Малярные работы в судостроении

Существует три основных способа для предотвращения любого коррозионного процесса:
1) устранение причин коррозии;
2) пассивная защита, затрудняющая возникновение вредных явлений, но не устраняющая их причины (окраска);
3) активная защита, которая заключается в воздействии на причину коррозии (катодная защита, посредством которой устанавливается режим, снижающий растворение корпуса судна).

В судостроении применяются два последних способа борьбы с коррозией, так как исключить контакт корпуса судна с электролитом и полностью устранить причины коррозии невозможно.

Пассивная защита может быть осуществлена путем нанесения на корпус судна или корпусную конструкцию защитного покрытия: металлического, органического или неорганического.

При использовании металлических покрытий необходимо помнить о том, что они могут быть анодными и катодными. Цинковые покрытия, относящиеся к числу анодных, не только изолируют металл от влияния внешней среды, но и защищают его электрохимически. В случае появления оголенных участков корпуса коррозии подвергнется нанесенное покрытие, которое является анодом по отношению к поверхности металла. Катодные покрытия: олово, свинец, никель и другие,—будут защищать основной металл от коррозии только при отсутствии в покрытии пор, трещин и других дефектов. При наличии их защищаемый металл на оголенных участках будет подвергаться сильной коррозии, так как эти участки по отношению к покрытию будут являться анодом.

К числу органических покрытий относятся, главным образом, лакокрасочные покрытия. В зависимости от пигментов, входящих в их состав, они также могут быть анодными или катодными.

Неорганические защитные покрытия получаются в результате химической обработки металла. Прц этом на его поверхности образуются окисные, фосфатные и другие пленки. Вследствие значительной пористости сами по себе окисные или фосфатные пленки не могут служить надежным защитным покрытием для металла. Не могут они полностью заменить грунтовочное покрытие, наносимое на металлическую поверхность. Такие пленки улучшают сцепление, так называемую адгезию, лакокрасочного покрытия с окрашиваемой поверхностью, что в отдельных случаях значительно улучшает антикоррозионную защиту металла.

Рис. 1. Принципиальное расположение протекторов в кормовой части судна

Активная защита заключается в применении электрохимических способов борьбы с коррозионными процессами. При катодном способе защиты корпус судна присоединяется к постороннему источнику постоянного тока и служит катодом. Анодом служат дополнительные, специально устанавливаемые на внешней поверхности корпуса, электроды, которые при этом разрушаются, защищая таким образом корпус.

Анодная, или протекторная, защита заключается в том, что к защищаемой конструкции присоединяют пластину металла, менее благородного, чем защищаемый металл, т. е. имеющего более низкий электродный потенциал. При этом такая пластина (протектор) становится анодом, на котором искусственно сосредотачивается коррозия. По мере расходования протектора его заменяют новым.

Протекторы устанавливают в кормовой части судна, вблизи гребного винта, на гребном вале, вдоль ватерлинии, а также вблизи различных отверстий в корпусе судна.

На рис. 1 показано принципиальное расположение протекторов в кормовой части корпуса.

В судостроении применяют протекторы из цинка, алюминия, магния, сплава алюминия с цинком, магния с алюминием, цинком и т. д. Каждый из этих типов протекторов имеет свои преимущества и недостатки. Эффективность протекторной защиты зависит как от правильного выбора марки протектора, так и от схемы их размещения на корпусе судна. Наиболее эффективна протекторная защита в сочетании с лакокрасочными покрытиями.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении