Синтетические тросы


Категория Морская практика

Синтетические тросы изготавливают из полимерных материалов. В зависимости от марки полимера они подразделяются на полиамидные, полиэфирные и полипропиленовые. К полиамидным 10 относятся тросы, изготовленные из волокон капрона, найлона (нейлона), перлона, силона и других полимерных материалов. Полиэфирные тросы изготавливаются из волокон лавсана, ланона дакрона, диолена, терилена и других полимеров. Материалами для изготовления полипропиленовых тросов служат пленки или мононити полипропилена, типтолена, бустрона, ульстрона и др.

По физико-механическим свойствам синтетические тросы имеют большие преимущества перед растительными. Они легче последних, значительно превосходят их в прочности. Например, разрывная прочность обычного капронового троса толщиной 90 мм в 2,5 раза превышает разрывную прочность манильского троса такой же толщины и более чем в 3 раза — сизальского и пенькового смоленого.

Синтетические тросы более гибки и эластичны, влагостойки и в большинстве своем не теряют прочности при намокании. Полиамидные и полиэфирные тросы сохраняют все свои характеристики при изменении температуры воздуха от —40 до +60 °С, что позволяет использовать их при работе судна в различных климатических условиях. Тросы стойки к растворителям (бензину, спирту, ацетону, скипидару), не подвержены гниению и плесени. Эти качества обусловили широкое применение синтетических тросов на судах.

Синтетические тросы имеют недостатки и особенности, которые необходимо учитывать при их эксплуатации. Полиамидные тросы повреждаются при воздействии солнечной радиации, кислот, олифы, мазута и др. Полиэфирные тросы разрушаются от соприкосновения с концентрированными кислотами и щелочами. Разрывная прочность полипропиленовых тросов снижается при температурах свыше 20 °С, а при отрицательных температурах понижается и гибкость. Все синтетические тросы при трении о поверхности деталей оборудования, а также в результате трения прядей и волокон между собой внутри троса способны накапливать заряд статического электричества, который при разряде вызывает ценообразование. Это может привести к порче троса, а иногда опасно и в пожарном отношении. Наружные волокна недостаточно стойки к истиранию и могут оплавляться, особенно при трении о шероховатые поверхности. Все синтетические тросы обладают очень большой эластичностью. Так, при нагрузке, равной половине разрывного усилия, относительное удлинение плетеных восьмипрядных тросов составляет: полипропиленовых — 21—23%, полиэфирных — 23—25, полиамидных — 35—37%. Еще большей эластичностью обладают крученые, трехпрядные тросы. Например, относительное удлинение полиамидных крученых трехпрядных тросов при разрывном усилии составляет 49—50%. Такая большая эластичность создает опасность для людей, работающих с тросом, в случае его обрыва.

На суднах морского флота применяются в основном плетеные восьмипрядные и крученые трехпрядные тросы. Плетеные и крученые капроновые тросы отечественного производства подразделяются на обычные и повышенной плотности. Последние имеют разрывную прочность примерно на 18% выше разрывной прочности обычного капронового троса.

Плетеные восьмипрядные тросы имеют ряд преимуществ перед кручеными трехпрядными. Они более стойки к истиранию и поэтому имеют вдвое больший срок службы, обладают лучшей гибкостью, способны сохранять структуру и форму при обрыве одной или даже двух прядей, выдерживая при этом нагрузку до 75% разрывного усилия. Равновесность плетеного троса, т. е. отсутствие крутящего момента в напряженном состоянии, делает его удобным в эксплуатации. Эти характеристики плетеных восьмипрядных тросов обеспечили их широкое применение в качестве швартовов и буксиров.

В качестве тросов общесудового назначения (оснастка шлюпок, леерное ограждение забортных трапов, бросательные концы, сигнальные фалы и т. д.) применяются в основном полиамидные тросы (капроновые, нейлоновые и др.).


Читать далее:

Категория Морская практика