Стальные тросы


Категория Морская практика

Применяемые на судах стальные тросы изготавливают обычно из оцинкованной проволоки диаметром от 0,2 до 5,0 мм, которая вырабатывается трех марок: В, I, и II. Наиболее высокими качествами обладает проволока марки В, наиболее низкими — марки II. По качеству оцинковки проволока подразделяется на три группы с индексами: «лс» — для легких условий работы, «сс» — для средних условий и «же» — для жестких условий работы.

По конструкции тросы бывают одинарной, двойной и тройной свивки.

Трос одинарной свивки, называемый также спиральным, состоит из одной пряди, у которой проволоки свиты по спирали в один или несколько рядов вокруг центральной проволоки. Несколько прядей, свитых вокруг одного сердечника, образуют трос двойной свивки. Подобно аналогично изготовленному растительному тросу стальной трос двойной свивки является тросом тоосовой работы. Трос тройной свивки, получают путем свивки между собой нескольких тросов двойной свивки. Такой трос представляет собой трос кабельной работы.

В зависимости от способа свивки проволок в многорядной пряди различают тросы с линейным и точечным касанием проволок. В тросе с линейным касанием проволоки каждого последующего ряда свиваются вокруг центрального сердечника в ту же сторону, что и проволоки предыдущего ряда. В этом случае ряды проволок будут соприкасаться между собой по всей длине проволоки.

При свивании проволок каждого последующего ряда в сторону, противоположную свивке проволок предыдущего ряда, получается трос с точечным касанием проволок.

По направлению свивки проволок в пряди и прядей в трос различают тросы односторонней, крестовой и комбинированной свивки.

Трос односторонней свивки (правой или левой) получают свивкой прядей между собой в том же направлении, в каком свиты проволоки в пряди. При свивке прядей в трос в направлении, противоположном свивке проволок в пряди, получается трос крестовой свивки. Если же половина прядей имеет свивку в одну сторону, а вторая половина — в противоположную, то такой трос называется тросом комбинированной свивки.

В качестве сердечников для тросов применяются: стальная проволока, промасленные пеньковые и другие растительные тросы тросовой работы, синтетические и асбестовые материалы. Сердечник обеспечивает плотность троса и сохранение его формы на изгибах при большом натяжении. Органические промасленные сердечники предохраняют внутренние проволоки от ржавления и так же, как и синтетические сердечники, делают трос более мягким, гибким. Кроме центрального сердечника, многие тросы имеют органический сердечник внутри каждой пряди.

Рис. 1. Стальные тросы:
а — одинарной; б — двойной; в — тройной

По гибкости тросы подразделяются на жесткие и гибкие. Жесткие тросы являются самыми прочными. Это тросы одинарной свивки, изготовленные из проволок с высоким пределом прочности, свитых в несколько рядов вокруг проволочного сердечника, а также тросы тросовой работы с одним органическим сердечником. Гибкие тросы — тросы тросовой работы, каждая прядь которых свита из тонких проволок и имеет органический сердечник, а также свитые из таких тросов тросы кабельной работы.

Комбинированные тросы применяются в качестве швартовов и буксиров. Для их изготовления используются различные полимеры в сочетании, а также синтетический или стальной трос с волокнами растительного происхождения. Факторами, определяющими выбор материалов для изготовления комбинированных тросов, являются эксплуатационные характеристики, которым должен соответствовать трос. Например, комбинированные тросы найлон—полипропилен, капрон—пенька, трос из стальных оцинкованных проволок, покрытых пряжей из волокон агавы (трос типа «Геркулес»), отличаются высокой прочностью.

Физико-механические свойства, назначение троса, направление и способы свивки указываются в технической документации буквенными условными обозначениями, а толщина троса — цифрой, показывающей его диаметр в миллиметрах. Например, запись: «Канат 20-Г-В-СС-Л-Р-130» означает: трос толщиной 20 мм, грузовой, свитый из проволоки марки В с оцинковкой для средних условий работы, левой свивки, раскручивающийся, временное сопротивление проволоки на разрыв 1300 Н/мм2.

Для тросов, изготовленных из проволок с временным сопротивлением разрыву 1300 Н/мм2, при расчете разрывного усилия могут быть приняты следующие значения эмпирического коэффициента f: для жесткого спирального троса — 70, для гибко-г0 — 35. Рабочая прочность тросов находится делением разрывного усилия на принятый коэффициент запаса прочности.


Читать далее:

Категория Морская практика