Шпаклевание и шлифование поверхностей


Категория Малярные работы в судостроении

Дефекты на поверхности изделий (вмятины, царапины, насечки) можно устранить, если на поверхность нанести слой шпаклевки, или подмазочной массы, которая, заполняя эти неровности и углубления маскирует их и выравнивает поверхность. Этот процесс подготовки поверхности под окраску называется шпаклеванием.

Шпаклевку наносят на хорошо просушенный грунт; на ровные поверхности — при помощи деревянного или металлического шпателя; на сферические поверхности или с набором — при помощи резинового шпателя. Для шпаклевания вертикальных и горизонтальных поверхностей можно использовать механический шпатель. Шпаклевка подается под давлением 3—4 атм. На поверхности с набором наносить шпаклевку можно распылителем типа С-592. Он имеет сопло диаметром 6 мм и позволяет наносить шпаклевочную массу высокой вязкости.

Шпаклевка представляет собой густую пасту, содержащую значительное количество наполнителей и пигментов. В зависимости от пленкообразующей основы, на которой затерта шпаклевка, различают клеевые, масляные, лаковые, нитроцеллюлозные, нерхлорвиниловые, эпоксидные целлалитовые шпаклевки. Следует применять шпаклевки заводского изготовления и только в исключительных случаях готовить их на месте применения. Для этого все компоненты замешивают в смесителе, а затем тщательно перетирают на краскотерке.

Как правило, шпаклевание не улучшает защитных свойств покрытия, так как слой шпаклевки, не обладая эластичностью при эксплуатации, покрывается трещинами, и покрытие разрушается. Поэтому в судостроении не рекомендуется применять шпаклевки для отделки наружного корпуса. Совершенно недопустимо стремление использовать шпаклевки для выравнивания неровностей в надстройках. Вначале такие поверхности имеют хороший вид, но в процессе эксплуатации шпаклевка и краска быстро разрушаются, что приводит к преждевременной перекраске судна.

Разрушению шпаклевки способствуют влажная атмосфера, попадание на окрашенную поверхность влаги и вибрация корпуса. К применению шпаклевки следует прибегать только в исключительных случаях и наносить не более трех тонких слоев. При этом толщина одного слоя масляных, лаковых и перхлорвиниловых шпаклевок должна быть не более 0,5 мм, нитроцеллюлозных — 0,1 мм, а эпоксидных— 1 мм.

Рис. 1. Шпатель для механизированной работы
1 — наконечник; 2 — корпус шпателя; 3 — трубка; 4 — запорный кран

Рис. 2. Краскораспылитель С-592 для нанесения шпаклевки
1 — штуцер для подачи воздуха; 2 — курок; 3 — штуцер для подачи шпаклевки; 4 — сопло; 5 — головка;. 6 — игла: 7 — корпус; 8 — регулятор подачи воздуха.

Каждый слой шпаклевки должен высыхать до полного затвердевания. Шпаклевку следует наносить на загрунтованную поверхность, что улучшает ее адгезию. Кроме того, если по каким-либо причинам шпаклевка, а вместе с ней и последующие слои покрытия отстанут, то грунт защитит металл от коррозии.

Помимо указанных причин, разрушение и отставание покрытия происходят при использовании шпаклевки, содержащей недостаточное количество пленкообразующей основы или изготовленной с отступлением от рецепта.

Лаковые шпаклевки марок ПФ-00-2, КФ-00-3 применяют для шпаклевания металлических и деревянных поверхностей, которые затем будут окрашиваться масляными, глифталевыми и пентафталевыми эмалевыми красками. Нитрошпаклевки НЦ-00-7, НЦ-00-8 могут применяться только для исправления незначительных дефектов и быстрой подправки изъянов на зашпаклеванных поверхностях.

При окраске перхлорвиниловыми эмалями должны применяться шпаклевки, приготовленные на перхлорвиниловой смоле. В судостроении применять эти шпаклевки не рекомендуется вследствие их плохой адгезии.

Эпоксидная шпаклевка ЭП-00-10 широко применяется при ремонте судов для заделки глубоких язвин, вызванных коррозионными разрушениями, например, в местах, где при сборке корпуса судна были различного рода упоры, незачищенные брызги от сварки. Такие места перед заделкой необходимо тщательно очистить от загрязнений и остатков ржавчины, нанести тонкий слой эпоксидной шпаклевки, а затем не позднее двух часов заделать дефекты этой же шпаклевкой более густой консистенции с наполнителем (асбест мелкий, металлические стружки). Если глубина заделываемых мест превышает 2 мм или внутренняя полость язвенного повреждения металла имеет сложную, форму, то шпаклевание должно быть особенно тщательным; необходимо, чтобы шпаклевка хорошо заполнила поврежденные участки металла и чтобы не оставалось пустот между ней и металлом корпуса. В противном случае может начаться усиленное разрушение корпуса как раз в этих местах.

В эпоксидную шпаклевку перед употреблением вводят отвердитель № 1. Такая шпаклевка должна быть использована в течение четырех часов, после этого срока применять шпаклевку категорически запрещается, так же как добавлять в ранее приготовленную свежие порции шпаклевки.

При температуре 18—23 °С слой эпоксидной шпаклевки толщиной до 5 мм высыхает в течение 24 час., образуя плотное беспористое покрытие.

Шпаклевание является очень сложной и ответственной операцией, требующей умения и большого навыка. Неумелая или небрежная работа повлечет за собой излишний расход материалов и потребует много времени на исправление дефектов и шлифование поверхностей.

Качество работы зависит также от качества материала. Если шпаклевки приготовлены путем замешивания или плохо перетерты, то на поверхности обязательно появляются различные дефекты: риски, задиры, выступающие комочки и т. п., на исправление которых приходится затрачивать много времени и труда. Поэтому для шпаклевки должны применяться материалы только высокого качества.

Расход шпаклевки зависит от количества неровностей и дефектов на поверхности, от числа наносимых слоев шпаклевки и материала, на который она наносится. Поэтому расход колеблется в очень больших пределах.

Даже при шпаклевании с помощью краскораспылителя на зашпаклеванных поверхностях появляются неровности, которые необходимо удалить шлифованием прежде чем перейти к последующим операциям. При этом не только сглаживаются все неровности, но одновременно удаляются загрязнения, всегда имеющиеся на зашпаклеванной или окрашенной поверхности, и обеспечивается лучшая адгезия последующих слоев краски к шпаклевке.

Шлифование заключается в удалении избытка высохшей шпаклевки на выпуклых местах и сглаживания ее на остальной поверхности. В результате зашпаклеванный участок после окраски ничем не выделяется на корпусе. Шлифование производят при помощи абразивных материалов естественного или искусственного происхождения, обладающих большой твердостью и способностью снимать материал со шлифуемой поверхности. В судостроении для шлифования применяют естественную или искусственную пемзу, наждачную или стеклянную бумагу.

При незначительных размерах зашпаклеванной поверхности шлифование можно производить ручным способом. В остальных случаях следует применять специальные машинки.

К шлифованию можно приступить только после полного высыхания шпаклевки, иначе она будет разрушена и всю работу придется начинать сначала.

Различают три способа шлифования: сухой способ; мокрый с использованием жидкостей, не растворяющих покрытие; мокрый с использованием жидкостей, растворяющих покрытие.

Сухой способ неудобен тем, что при работе образуется много пыли, поэтому его применяют для предварительной, грубой обработки поверхностей. Второй способ используют для подготовки поверхностей под высококачественную отделку. Применение воды устраняет появление пыли. Шлифующими материалами служат пемза и водостойкие шкурки. Шлифуемую поверхность постоянно протирают губкой, смоченной в воде. Шкурку время от времени промывают водой от загрязнения пылью, образующейся при шлифовке. Третий способ применяется для исправления крупных дефектов, которые при сухом шлифовании потребовали бы значительной затраты труда. Сущность этого способа состоит в частичном растворении шпаклевки, что позволяет быстрее исправлять дефекты и выравнивать зашпаклеванную поверхность.

Шлифование нужно начинать крупнозернистыми шкурками, которые быстрее удаляют неровности, а затем шкурками со средней величиной зерна и мелкими. При работе с растворителями или водой необходимо следить за тем, чтобы избыток смачивающей жидкости не вызвал сильного размокания и разрушения шпаклевки.

Шлифуют плавно, без сильного нажима, продольными или поперечными движениями. Шкурку время от времени необходимо менять. Лист водостойкой шлифовальной шкурки разрезают на две части, затем берут резиновый или войлочный брусок толщиной 5—20 мм и обертывают его шкуркой. При таком методе шлифования получают более ровную и гладкую поверхность, чем при шлифовании только шкуркой.

Детали с закругленной поверхностью небольшого диаметра шлифуют без бруска. Местные поврежденные участки, которые нужно зачистить, шлифуют шкуркой небольшой величины.

Тщательность шлифования имеет существенное влияние на качество окраски. Отшлифованная поверхность должна быть совершенно гладкой и без рисок.

После шлифования всю поверхность хорошо промывают чистой водой и после естественной сушки внимательно осматривают. Выявленные повреждения необходимо исправить.

Для механизации шлифовальных работ, применяют высокопроизводительные пневматические полировальные машинки ППМ-1, ППМ-2, которые позволяют производить предварительную и окончательную шлифовку шпаклевки, шлифовку поверхностей, зашпаклеванных лаковыми или нитрошпаклевками, мокрую шлифовку и располировку. При использовании этих машинок руки маляра не соприкасаются с рабочей жидкостью, используемой для шлифовальных работ. Машинки позволяют производить обработку поверхностей любой геометрической формы (плоских, выпуклых, вогнутых, с выступами, закруглениями).

Отшлифованная поверхность должна быть ровной, гладкой, равномерно матовой и твердой. По окончании обработки поверхность необходимо очистить от пыли и грязи.

Дефекты на поверхности изделий (вмятины, царапины, насечки) можно устранить, если на поверхность нанести слой шпаклевки, которая, заполняя эти неровности и углубления, маскирует их и выравнивает поверхность. Этот процесс подготовки поверхности под окраску называется шпаклеванием.

Шпаклевку наносят на хорошо просушенный грунт: на ровные поверхности — при помощи деревянного или металлического шпателя, на поверхности с набором — при помощи резинового шпателя.

Шпаклевка представляет собой густую пасту, содержащую значительное количество наполнителей и пигментов. В зависимости от пленкообразующей основы, на которой затерта шпаклевка, различают масляные, лаковые, нитроцеллюлозные, перхлорвиниловые, эпоксидные шпаклевки.

Как правило, шпаклевание не улучшает защитных свойств покрытия: слой шпаклевки не обладает эластичностью, при эксплуатации он покрывается трещинами, и покрытие разрушается. Поэтому в судостроении не рекомендуется применять шпаклевки для отделки наружного корпуса. Совершенно недопустимо использовать шпаклевки для выравнивания неровностей в надстройках

(в этих целях пытаются наносить слой шпаклевки толщиной до о—8 мм).

Шпаклевки следует применять только в исключительных случаях и наносить не более трех тонких слоев. При этом толщина одного слоя масляных, лаковых и перхлорвиниловых шпаклевок Должна быть не более 0,5 мм, нитроцеллюлозных — 0,1 мм, а эпоксидных — 1 мм.

Каждый слой шпаклевки должен высыхать до полного затвердения. Шпаклевку следует наносить на загрунтованную поверхность, что улучшает ее адгезию. Кроме того, если по каким-либо причинам шпаклевка, а вместе с ней и последующие слои покрытия отстанут, то грунт защитит металл от коррозии.

Разрушению шпаклевки способствуют вибрация корпуса судна, влажная атмосфера, резкие изменения температуры, использование быстросохнущей шпаклевки, содержащей недостаточное количество пленкообразующей основы, добавление в нее для упрощения работы воды, скипидара и т. п.

Несмотря на кажущуюся простоту, шпаклевание является очень сложной и ответственной операцией, требующей умения и большого навыка. При неумелой или небрежной работе происходит увеличение расхода материалов и времени на исправление дефектов путем шлифования поверхностей.

Качество работы зависит также от качества материала. Если шпаклевки приготовлены путем замешивания или плохо перетерты, то на поверхности обязательно появляются различные дефекты: риски, задиры, выступающие комочки и т. п., на исправление которых приходится затрачивать много времени и труда. Поэтому для шпаклевки должны применяться только высококачественные материалы.

Расход шпаклевки зависит от количества неровностей и дефектов на поверхности, от числа наносимых слоев и материала, на который она наносится.

Даже при шпаклевании с помощью краскораспылителя на зашпаклеванных поверхностях появляются неровности, которые необходимо удалять шлифованием, прежде чем переходить к последующим операциям. При этом удаляются загрязнения, всегда имеющиеся на зашпаклеванной или окрашенной поверхности, и обеспечивается лучшая адгезия последующих слоев краски к шпаклевке.

Шлифование заключается в удалении избытка высохшей шпаклевки на выпуклых местах и сглаживании ее на остальной поверхности. В результате зашпаклеванный участок после окраски не выделяется на корпусе. Шлифование производят при помощи абразивных материалов естественного или искусственного происхождения, обладающих большой твердостью и способностью сдирать материал со шлифуемой поверхности. В судостроении для шлифования применяют естественную или искусственную пемзу, наждачную или стеклянную бумагу.

При незначительных размерах зашпаклеванной поверхности шлифование можно производить ручным способом. В остальных случаях следует применять специальные машинки.

К шлифованию можно приступать только после полного высыхания шпаклевки, иначе она будет разрушена и всю работу придется начинать сначала.

Различают три способа шлифования: сухой; мокрый с использованием жидкостей, не растворяющих покрытия; мокрый с использованием жидкостей, растворяющих покрытие. Шлифование надо начинать крупнозернистыми шкурками (№ 12, 10), а затем шкурками со средней величиной зерна и мелкими (№ 8, 6).

При первом способе образуется много пыли, поэтому его применяют для предварительной, грубой обработки поверхностей. Второй способ предназначен для подготовки поверхностей под высококачественную отделку. Применение воды устраняет появление пыли. Шлифующими материалами служат пемза и водостойкие шкурки. Шлифуемую поверхность постоянно протирают губкой, смоченной в воде. Шкурку время от времени смачивают водой, промывая ее от пыли, образующейся при шлифовании. Третий способ применяют при исправлении крупных дефектов. При таком способе обработки добиваются размягчения верхнего слоя шпаклевки растворителем, что позволяет быстрее выравнивать зашпаклеванную поверхность.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении