Сборка двигателей


Категория Организация и технология судоремонта

Сборку двигателей подразделяют на два этапа: сборку комплектов и узлов и общую сборку.

Сборку комплектов и узлов начинают после окончания ремонта или изготовления деталей двигателя (например, собирают поршень с шатуном, крышку цилиндра с клапанами и деталями механизма газораспределения, навешенные механизмы двигателя и т. д.).

При выполнении сборочных работ методом пригонки выполняют центровку деталей, комплектов и узлов. Под центровкой понимают комплекс работ, связанных с проверкой и устранением погрешностей в относительном положении деталей, комплектов и узлов механизмов. Таким образом, центровка направлена на повышение точности сборки. При неудовлетворительной центровке (наличии перекосов деталей) нарушается правильность взаимного положения трущихся поверхностей, возрастают местные удельные давления, ведущие к интенсивному неравномерному изнашиванию деталей.

Общую сборку (а также сборку комплектов, узлов) ведут по маркам и клеймам, руководствуясь техническими условиями заводов-изготовителей механизмов, устанавливающими зазоры и натяги в сопряжениях, допуски на отклонения во взаимном расположении плоскостей, осей и деталей, усилия затяжки болтов, анкерных связей и т. д.

Начинают сборку с укладки коленчатого вала. Рассмотрим укладку методом пригонки по заданным техническим условиям: допустимому раскепу щек кривошипов, просадке по первому и последнему подшипникам, углу охвата подшипников (нижним вкладышем) шей и вала (90—110°), качеству шабрения (два-три пятна на 1 см2), установочному масляному зазору, усилию затяжки шпилек рамовых подшипников.

При укладке рамовые шейки коленчатого вала смазывают тонким слоем краски (например, берлинской лазурью), вал опускают на подшипники, проворачивают на два-три оборота, поднимают и шабрят подшипники по отпечаткам краски и т. д. В процессе укладки контролируют положение коленчатого вала по упругим или жестким раскепам и по просадке. При укладке тяжелых коленчатых валов практикуют поочередное выкатывание вкладышей и шабрение их без подъема вала.

После того как раскепы и просадка коленчатого вала достигнут заданных пределов, а подшипники будут равномерно прилегать к шейке, производят развалку подшипников, затем пригоняют верхние вкладыши и устанавливают масляные зазоры. При развалке равномерно сшабривают металл в районе холодильников с таким расчетом, чтобы угол охвата шейки был в заданных пределах, а зазор у разъема равнялся примерно половине масляного зазора в подшипнике.

После укладки коленчатого вала приступают к сборке остова. При сборке на фундаментную раму двигателя устанавливают либо сразу блок цилиндров, либо сначала блок-картер, а на него — блок цилиндров (в зависимости от конструкции двигателя). При этом проверяют плотность прилегания сопряженных поверхностей. Затем заводят и затягивают анкерные связи в определенной последовательности, указанной в инструкции завода-изготовителя (обычно от середины к краям в шахматном порядке), чтобы не допустить деформации остова. После затяжки связей проверяют раскепы коленчатого вала и прилегание рамовых шеек к подшипникам на краску. При необходимости вносят необходимые коррективы путем шабрения подшипников.

Анкерные связи затягивают холодным или горячим способом. И в том и в другом случае усилие затяжки контролируют по удлинению связи, которое указано в инструкции завода-строителя.

После крепления блока запрессовывают цилиндровые втулки.

При запрессовке особое внимание следует уделять правильному положению втулки, чтобы не сместить по отношению к блоку выпускные и продувочные окна, а также отверстия для смазочных штуцеров.

Полость охлаждения запрессованной втулки совместно с блоком подвергают гидравлическому испытанию на давление 0,4—0,6 МПа. Для этого устанавливают крышку цилиндра и закрепляют ее штатными шпильками.

После сборки остова двигателя и запрессовки втулок цилиндров устанавливают и собирают механизм поршневого движения. До установки поршневых колец проверяют центровку каждого механизма поршневого движения, собирая мотылевые подшипники с минимальным зазором.

При проверке центровки механизма поршневого движения бескрейцкопфного двигателя поршень поочередно устанавливают в ВМТ и НМТ, измеряя щупом зазоры по оси между тронком и втулкой цилиндра в верхней и нижней частях поршня.

У крейцкопфных двигателей одновременно с замерами зазоров между поршнем и цилиндром проверяют зазоры между ползунами и параллелями с рабочей и боковых сторон.

По данным замеров центровки окончательно шабрят мотылевые подшипники.

Перекос поршня в цилиндре допускают не более 0,15 мм/м.

После центровки окончательно собирают механизм поршневого движения, обращая особое внимание на затяжку шатунных болтов. Шатунные болты положено затягивать тарированным динамометрическим ключом с усилием, рекомендованным заводом-строителем.

После сборки механизма поршневого движения укладывают распределительный вал, соблюдая его параллельность коленчатому валу, собирают передаточные валы, цепной привод и проверяют правильность зацепления передаточных шестерен или правильность сборки цепного привода. Затем закрывают цилиндры крышками и проверяют линейные величины камер сжатия, которые регулируют изменением толщин компрессионных прокладок и прокладок под крышки цилиндров. Гайки на шпильках крышек затягивают в несколько приемов по диаметрали, чтобы не допускать перекосов.

Далее на двигателе собирают приводы газораспределения, навешенные механизмы, коллекторы, трубопроводы, контрольно-измерительные приборы и приводы управления, ограждения и т. п. Проверяют правильность установки газораспределения и нулевого положения топливных насосов.

Результаты всех измерений, выполненных в процессе ремонта и сборки, заносят в формуляр двигателя.

Окончательно собранный двигатель проворачивают с обязательным контролем нагрузки на валоповоротном устройстве по амперметру, которая не должна превышать значения, записанного в формуляре двигателя.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта