Ремонт рулевых устройств


Категория Организация и технология судоремонта

При ремонте рулевого устройства характерны работы, связанные с устранением дефектов руля, баллера руля, рудерпоста.

К наиболее частым повреждениям рулей относятся вмятины и разрывы листов обшивки пера руля. С разрывами обычно связаны и повреждения ребер рудерписа. Во всех случаях поврежденную часть руля вырезают и вваривают новую или правят и вваривают старую. Петли руля наплавляют и растачивают при наличии большой их расцентровки (при смещении осей петель от оси вращения руля более 3 мм). Расточку выполняют обычно с помощью специального приспособления. При меньшей расцентровке исправление можно достичь смещенной расточкой петель на больший размер. Штыри руля при ремонте обычно наплавляют и обрабатывают на первоначальный или ремонтный размер. Если штыри имеют облицовку, ее заменяют. Облицовку изготавливают из бронзы. В последнее время успешно применяют наплавку штырей нержавеющей сталью и используют биметаллические облицовки, выполненные из стали СтЗ с наплавкой нержавеющей сталью.

При ремонте баллера руля устраняют деформации (погиби), коррозионное и механическое изнашивание рабочих шеек и переносят шпоночный паз посадочного места румпеля (при скручивании баллера) в плоскость пера руля. Деформацию баллера удаляют термомеханической правкой с последующим отжигом или нормализацией.

Коррозионное и механическое изнашивания рабочих шеек баллера устраняют механической обработкой (проточкой и шлифованием) либо наплавкой с последующей механической обработкой. Шейку перед наплавкой протачивают до устранения следов коррозии и механического изнашивания.

При необходимости плоскость фланца баллера фрезеруют (по данным его центровки с пером) для устранения излома оси баллера с осью вращения руля, т. е. сфрезеровывают перекос фланца баллера, выявленный при центровке.

При устранении дефектов рудерпоста исправляют расцентровку и заменяют втулки петель. Деформацию рудерпоста ликвидируют термомеханической правкой, контролируя правку по струне, установленной по осям палубного подшипника и по втулке гельмпортовой трубы или верхней петле рудерпоста.

После ремонта деталей и проверки центровки руля с баллером, центровки петель рудерписа и рудерпоста собирают рулевое устройство. Порядок сборки зависит от конструкции устройства. Но в любом случае сначала устанавливают штыри, запрессовывают втулки, заводят в гельмпортовую трубу баллер, навешивают руль, соединяют баллер с рулем, устанавливают палубный подшипник, напрессовывают румпель, собирают рулевой привод. При сборке замеряют зазоры в сопряжениях.

Рулевое устройство после ремонта испытывают на швартовных и ходовых испытаниях, проверяя легкость перекладки руля, надежность работы тормозного устройства, совпадение показаний рулевых указателей с действительным положением руля, время перекладки руля с борта на борт основным и запасным рулевыми приводами, которое не должно быть более 28 и 60 с соответственно. Работу рулевого устройства на основном приводе проверяют на полном переднем и среднем заднем ходах.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта