Ремонт автоматических регуляторов


Категория Организация и технология судоремонта

Для регулирования рабочих процессов в судовых энергетических установках применяют регуляторы давления, температуры, частоты вращения, уровня и расхода среды.

К основным дефектам в работе регуляторов относятся снижение чувствительности к изменению регулируемых параметров и возрастание степени неравномерности работы. Степень нечувствительности и неравномерности у регуляторов должна находиться в пределах, рекомендованных заводами-изготовителями. Обычно степень нечувствительности 8=1-4-5%, степень неравномерности 5 = 2 + 8%.

Ненормальная работа регуляторов является следствием дефектов деталей (износов, усталостных разрушений) и снижения относительной подвижности сопряженных деталей из-за образования продуктов коррозии, отложений и задиров. Все эти дефекты устраняют в процессе ремонта.

Высокая точность относительного размещения деталей не позволяет обеспечить сразу после сборки качественную работу регулятора. Поэтому важной и ответственной работой при ремонте регуляторов являются пусконаладочные работы.

Основные ремонтные работы автоматических регуляторов связаны с устранением дефектов деталей измерительных и усилительных устройств, а также исполнительных и регулирующих органов.

Характерные детали измерительных устройств — мембраны и сильфоны, которые при наличии усталостных разрушений и снижении упругости заменяют. Для измерения давления до 0,2 МПа обычно применяют плоские мембраны без гофра и с гофром. Материалом для их изготовления служит прорезиненная с обеих сторон ткань, капрон, нержавеющая сталь 40×13, латунь ЛЦ20, резина, кожа и аэростатная ткань. В измерительных устройствах применяют мембраны толщиной от 0,02 мм до нескольких миллиметров и диаметром 30—150 мм. Наиболее распространены мембраны толщиной 0,35—0,40 мм. В мембранных сервомоторах их толщина достигает 4—5 мм. Для измерения давления от 0,1 до 10 МПа и более применяют гармониковые мембраны-сильфоны, которые изготавливают из латуни ЛЦ20, бериллиевой бронзы БрБ2 и нержавеющей стали 10Х18Н9Т.

Трубки в виде цилиндрической спирали (геликоидальные) обычно устанавливают в самопишущих приборах и электромеханических релейных системах. В тех случаях, когда приходится измерять давление масла, используют поршневые чувствительные элементы, которые представляют собой поршень, нагруженный с одной стороны регулирующим давлением, а с другой — пружиной. В этом случае при ремонте восстанавливают первоначальный зазор в поршневом элементе хромированием поршня или устанавливают новый поршень с увеличенным диаметром. Пружину при наличии дефектов заменяют.

Шарнирные соединения органов регуляторов ремонтируют, заменяя втулки, подшипники качения и пальцы.

В усилительных устройствах чаще всего применяют гидравлические усилители струйного типа, в которых изнашиваются сопла. В процессе ремонта сопла заменяют новыми, изготовленными из стали ХВГ, ШХ-15 и др.

Исполнительным механизмом регуляторов непрямого действия являются гидравлические сервомоторы, которые делят на поршневые, мембранные и ротативные многооборотные. У поршневых сервомоторов износу подвержены цилиндры, поршни и уплотнения поршней, у мембранных— мембраны и пружины, у ротативных — -шестерни, лопасти и внутренние поверхности корпусов. Все детали в процессе ремонта в зависимости от их состояния заменяют или восстанавливают. Например, у поршневых сервомоторов цилиндры шлифуют (или растачивают и шлифуют), поршни наращивают или заменяют, уплотнения заменяют. В качестве уплотнений обычно используют кожаные или резиновые манжеты из маслотеплостойкой резины. У мембранных сервомоторов мембраны и пружины при наличии дефектов заменяют. У ротативных сервомоторов внутренние изношенные поверхности корпусов наплавляют, растачивают, а роторы заменяют.

К регулирующим органам относятся клапаны, золотниковые и плунжерные пары, заслонки и форсунки. При ремонте восстанавливают плотность клапанных, плунжерных и золотниковых пар, некоторые из них заменяют.

Наладку регуляторов производят после окончания их ремонта и сборки сначала в цехе при наличии специальных стендов, затем на судне на штатных местах в следующей последовательности:
— проверяют правильность сборки и состояние всех элементов;
— настраивают измерительное устройство на заданное значение регулируемой величины;
— настраивают усилительное устройство; снимают статическую характеристику, по которой определяют нечувствительность этих органов;
— у поршневых сервомоторов проверяют протечку рабочей жидкости из одной полости в другую и измеряют страгивающий перепад давлений на поршне сервомотора, а также время движения поршня;
— определяют полную нечувствительность регулятора и настраивают заданную статическую характеристику регулирования.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта