Производственная структура судоремонтного предприятия


Категория Организация и технология судоремонта

Под производственной структурой предприятия понимают состав его производственных подразделений ц обслуживающих хозяйств.

Производственную структуру СРЗ рассмотрим на примере крупного судоремонтного завода, в состав которого входят производственные цехи со специализированными производственными участками, заготовительные и вспомогательные цехи, судоподъемные средства и различные хозяйства.

Наиболее крупным производственным цехом СРЗ является механосборочный. Он состоит из станочного и слесарно-сборочного отделений.

Рис. 1. Производственная структура СРЗ

Основным назначением механосборочного цеха является ремонт главных и вспомогательных механизмов, устройств, валопроводов, движителей, теплообменных аппаратов и судовых холодильных установок.

Вторым по значимости и объему выпускаемой продукции является корпусно-сварочный цех. В его состав входят заготовительное, сборочное и сварочное отделения, а также участок по ремонту и изготовлению дельных вещей.

В заготовительном отделении находится станочное оборудование для правки, резки и гибки заготовок (правильные и гибочные вальцы, газорезательные машины, пресс-ножницы, гибочные прессы и т. д.).

Сборочное отделение располагает сборочными стендами и сварочным оборудованием.

Основным назначением корпусно-сварочного цеха является ремонт корпуса судна и паровых котлов, ремонт и изготовление дельных вещей, а также электросварочные работы.

Трубопроводномедницкий цех включает: отделение по изготовлению и ремонту труб с участками холодной и горячей гибки; небольшое станочное отделение, состоящее из средних и мелких токарно-винторезных и фрезерных станков, сверлильных станков и специализированных станков для проточки фланцев; жестяно-медницкого, заливочного, на котором производятся работы, связанные с перезаливкой антифрикционных сплавов подшипников судовых механизмов. Может включаться участок гальванопокрытий.

Цех производит ремонт и изготовление трубопроводов и их арматуры, жестяно-медницкие работы и перезаливку подшипников.

Отделочный цех состоит из станочного (заготовительного), плотницкого и столярно-сборочного отделений. Кроме того, в состав цеха входят участки: по ремонту шлюпок, по обработке пластмасс (в основном раскрой и обработка листовых пластиков), парусно-обойный и краскозаготовительный.

Цех предназначен для ремонта и изготовления деревянных и пластмассовых деталей и покрытий в составе корпуса судна, ремонта судовой мебели, шлюпок и судового инвентаря. Цех выполняет также бело-малярные, парусно-обойные и теплоизоляционные работы по судовым помещениям, котлам и -трубопроводам.

Электроремонтный цех состоит из ремонтно-сборочно-го, электромонтажного, небольшого станочного отделений и отделения по ремонту радио- и электронавигационных приборов и аппаратуры.

В ремонтно-сборочном отделении производят ремонт электромашин, распределительных устройств, трансформаторов и пускорегулирующей аппаратуры.

Электромонтажное отделение производит ремонт и монтаж электрических сетей.

Кроме того, в состав цеха входит участок по ремонту электроизмерительных приборов, приборов точной механики и автоматики.

Доковотакелажный цех состоит из докового, чернома-лярного и такелажного отделений. Цех выполняет работы по установке и разборке кильблоков и рештований на стапель-палубе дока, занимается очисткой и покраской подводной части корпуса судна, выполняет такелажные работы на судне и территории завода и наиболее сложные такелажные работы в цехах.

Цех межрейсового ремонта преДназначён для оперативного выполнения работ по межрейсовому ремонту и оказанию услуг по техническому обслуживанию судов. В состав цеха входят корпусный, слесарно-сборочный, трубопроводный, малярный и другие участки. Участки оснащены соответствующим оборудованием.

К наиболее распространенным специализированным производственным участкам в данном случае относят участки: гальванопокрытий, пластмассовых покрытий и изделий, металлизационный, термической и термохимической обработки, наплавки подшипников и клапанов и др.

Как правило, специализированные производственные участки входят в состав производственных цехов, которым они необходимы по технологическому производственному процессу. Например, участок гальванопокрытий обычно входит в электроремонтный цех, металлизационный— в механосборочный и т. д.

К заготовительным цехам относят кузнечный и литейный. Они обеспечивают производственные цехи заготовками (поковками и отливками) для изготовления небольших и средних по размерам деталей судовых механизмов и устройств.

К вспомогательным цехам относят ремонтно-меха-нический, инструментальный и ремонтно-строительный.

Назначением ремонтно-механического цеха является поддержание всего заводского оборудования, энергетических систем и объектов в надлежащем эксплуатационном состоянии.

Инструментальный цех предназначен для изготовления специального (нестандартного) инструмента, штампов, различных приспособлений и для ремонта инструмента, применяемого на судоремонтном предприятии.

Ремонтно-строительный цех выполняет работы, связанные с ремонтом зданий, сооружений и дорог на территории завода.

Судоподъемные средства чаще всего представлены плавучими и сухими доками, слипом или их сочетанием. Назначение судоподъемных средств — подъем судов для ремонта их подводной части и последующий спуск на воду.

В состав хозяйств завода входят: складское, энергетическое и транспортное.

Складское хозяйство состоит из складов производственного назначения, материальных и специализированных. К складам производственного назначения относятся склады демонтированных механизмов, комплектации, готовой продукции. К материальным складам относятся главный магазин, склады стали, заготовок, пиломатериалов, металлолома. К специализированным складам относятся центральный инструментальный, склад горючесмазочных материалов, топливный и др. Часть складов располагают на открытых площадках (склад стали, заготовок, металлолома и т. д.).

В состав энергетического хозяйства входят: котельная завода, компрессорные станции, газоразрядные ацетиленовые и кислородные станции, трансформаторные подстанции, энергетические системы. Назначением энергетического хозяйства является обеспечение судоремонтного производства необходимыми видами энергии (электроэнергией, водой, паром, сжатым воздухом и т. д.).

В состав транспортного хозяйства входят: рельсовый и нерельсовый транспорт, грузоподъемные передвижные средства, плавсредства. Транспортное хозяйство обеспечивает заводской грузооборот.

В производственную структуру РЭБ, кроме производственных подразделений и обслуживающих хозяйств, обеспечивающих ремонт судов (производственные, заготовительные и вспомогательные цехи, энергетическое хозяйство и т. д.), входит цех технической эксплуатации, на который замыкается приписанный флот.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта