Природа и человек


Категория Парусная система

Жизнь человека с первых же шагов была тесно связана с природой; человек подчинялся ее законам, жил в единении с ней. По мере развития цивилизации, науки и техники возникло стремление человека подчинить себе природу и преобразовать ее, что привело к нарушению экологического равновесия на суше и на море. Генеральная задача человечества — вернуться к гармоническому единству человека и природы.

Море — это колыбель человечества. Ветер был первым природным источником энергии, использованным человеком для своего блага, а парус — первое и, пожалуй, самое важное изобретение человека. Именно море, ветер и парус позволили человечеству открыть, завоевать и познать мир. Но прошло несколько тысячелетий господства этой «троицы», и человечество отказалось от вечной, неиссякаемой и даровой энергии ветра.

А правильно ли, разумно ли это? Попробуем разобраться!

Над морями и землями нашей планеты господствует голубой океан, в котором рождаются могучие ветровые потоки. Человечество не может и не должно проходить мимо такого вечного и дарового источника энергии, как ветер. Мощность ветровых потоков, проносящихся только над территорией нашей страны, составляет примерно 103 млрд. кВт. Нужно только найти умелое применение этой колоссальной энергии.

Еще на заре Советской власти В. И. Ленин, разрабатывая план первоочередных работ Академии наук (апрель 1918 г.), намечал использовать «водные силы и ветряные двигатели вообще». В настоящее время в связи с «энергетическим голодом», надвигающимся на все развитые страны, эта проблема приобрела первостепенное значение. В нашей стране созданы научно-исследовательский и проектный центры по разработке и исследованию различных типов ветродвигателей, а в США — особое Управление по развитию энергетических ресурсов, изучающее среди прочих природных источников энергии и ветроэнергетику.

Наиболее целесообразно использование энергии ветра именно для движения судов. Очевидно, это самое первое приручение сил природы человеком и было самым разумным. Как показали наши исследования, парусное судно с косым вооружением представляет гигантский ветродвигатель (точнее, рабочее колесо ветродвигателя бесконечного диаметра) с наивысшим коэффициентом полезного действия.

Парус как движитель обладает абсолютной экологической чистотой. Он нейтрален по отношению к природе: ничего не потребляет и не перерабатывает, ничего также не выделяет. Он только преобразует голубые потоки ветра и совершенно не вредит окружающей среде и человеку.

Парус, непосредственно преобразующий энергию ветра в движущую силу, представляет идеальную энергетическую установку со всех точек зрения: экономической — наивысший КПД, инженерной — самая простая конструкция движителя, экологической — абсолютная нейтральность по отношению к природе и человеку и хозяйственной — использование даровой и возобновляемой энергии.

В настоящее время в мире существует более 30 крупных парусников. Почти все они используются только в качестве учебных судов (среди них самые большие — советские парусники «Седов» и «Крузенштерн»). Есть несколько десятков туристских (круиз-ных) парусных судов, которые успешно совершают экономически выгодные рейсы в Атлантике и Океании. Однако выполненные в последнее десятилетие исследования показали экономическую целесообразность возрождения торговых (транспортных) парусных судов. Созданные на новой технической и научной основе, они будут способны развивать среднюю скорость 10—12 уз и в ряде случаев станут экономически более эффективными, чем моторные суда.

Для создания торговых парусных судов необходимо решить ряд принципиальных научно-технических вопросов: оптимальные маршруты и грузы, типизация судов, архитектурный тип, методы погрузки-разгрузки, проблемы остойчивости и безопасности, проблема «двигатель или движитель», механизация постановки, уборки и управления парусами, методы накопления ветровой энергии, тип вспомогательного двигателя, средства управления в портах и узкостях и т. д.

Понимая важность использования энергии ветра для народного хозяйства, ученые Николаевского кораблестроительного института еще в 1974 г. выступили инициаторами использования ветра для движения транспортных судов. Созванный в 1976 г. в Николаеве научно-технический симпозиум «Исследование, проектирование и постройка парусных судов» обратил внимание собравшихся представителей 12 городов именно на народнохозяйственное значение данной проблемы. С этих пор в Николаеве один раз в два года проходят симпозиумы по проблеме использования парусных судов для народного хозяйства.

В 1979 г. в Николаеве состоялся I Всесоюзный симпозиум по исследованию, проектированию и постройке современных транспортных парусных судов.

С 1973 г. в НКИ развернулись работы по созданию транспортных судов для народного хозяйства. В настоящее время в институте создана единственная в СССР проблемная лаборатория по исследованию судов с экологически чистыми двигателями (ЛИСЭД). Исследования в этой области проводятся также в центральном конструкторском бюро Киева, в Ленинградском кораблестроительном институте, ЦНИИМФе и др.

В ЛИСЭД НКИ изучаются вопросы целесообразной архитектуры парусных судов, улучшения аэродинамических характеристик парусного вооружения, проблемы экономики и техники туристских парусных судов. Исследуются возможности различных типов ветродвигателей и ветродвижителей, проблемы остойчивости и безопасности, прочность конструкций, в особенности рангоута и такелажа и т. п. По заданию Речфлота УССР изучалась возможность создания туристского парусного судна смешанного плавания. Сейчас уже не вызывает сомнения экономическая целесообразность создания отечественных туристских парусных судов для Черного моря. Строгие технико-экономические обоснования свидетельствуют, что парусный туризм не только целесообразен, но и выгоден. Николаевскими судостроителями выполняются предэскизные проработки различных вариантов транспортных судов, с помощью ЭВМ изучается вопрос об экономической эффективности.

Как видим, сделано уже немало. Защита природы, сохранение окружающей среды, поддержание экологического равновесия на Земле — это важнейшая социальная задача, стоящая перед человечеством. Из всех природных источников энергии, которые могут использоваться для движения судов без химических или физических преобразований (ветер, морские волны, солнечная энергия, тепло океана), ветер является, на наш взгляд, первостепенным. Неисчерпаемость, экономичность и экологическая чистота ветра определяют его ведущее положение среди природных источников энергии на море. Вот почему человечество уже в ближайшем будущем придет к широкому использованию энергии ветра для движения судов.


Читать далее:

Категория Парусная система