Ветры планеты


Категория Парусная система

Самый короткий путь в океане между двумя точками — это дуга «большого круга». Но не всегда самый короткий путь будет и самым быстрым. Для парусного корабля все зависит от ветров и течении.

Ветер вездесущ. Нет ни одного уголка моря или океана, где бы не дули ветры. Но ветры распределены по планете неодинаково.

Рис. 1. Эскиз туристского моторно-парусного судна «Тетраэдр» типа «река—море» (ЛИСЭД НКИ, Ю. С. Крючков, Е. В. Знаменский).

Рис. 2. Эскиз транспортного моторно-парусного судна «Фатум» (ЛИСЭД НКИ, В. Н. Ще-редин, В. П. Шостак).

Некоторые районы морей и океанов бедны ветрами, а другие, наоборот, богаты обильными ветрами.

Всегда ли справедлива поговорка: «Непостоянен, как ветер»? Оказывается нет: есть районы морей и океанов, где ветры дуют с удивительным постоянством как по силе, так и по направлению. Есть ветры, очень четко связанные с временем года и даже с временем суток.

Ветер — один из героев этой книги. С давних пор шквалы, штормы, бури, ураганы и смерчи считались врагами моряка. Но давайте познакомимся с ветром-рабочим, ветром-трудящимся, ветром-другом моряка. Начнем с местных ветров. Они были самыми первыми «приручены» человеком. К ним относятся бризы. Бризы — это легкие ветры, окаймляющие, как бахромой, все берега материков и больших островов и связанные с суточным колебанием температуры. Отличающая их периодичность вызвана различием температуры суши и моря днем и ночью. Днем суша нагревается быстрее и сильнее, чем море. Теплый воздух поднимается над береговой полосой, а на его место устремляется прохладный воздух с моря — морской бриз. Ночью берег охлаждается быстрее и сильнее, чем масса морской воды. Поэтому теплый воздух поднимается над морем, а ему на смену струится с берега более холодный — береговой бриз.

Однако бризы — не всегда слабые ветры. Очень часто морские бризы довольно «свежие» (по французски «brise» — свежий ветер). Бризы — ветры-труженики — использовались древними мореплавателями, совершавшими прибрежные плавания.

Вторыми по значению постоянными ветрами, работающими непрерывно, являются муссоны. Эти ветры дуют в Индийском океане и связаны с сезонным изменением температуры материка и океана. Летом солнечные лучи сильнее нагревают сушу (побережье Индийского океана), и ветер дует с моря на сушу. Зимой сильнее остывает земля, поэтому море оказывается теплее, и муссон дует с суши на море.

Муссоны Индии и Аравии были известны грекам со времен походов Александра Македонского. Арабы использовали их для регулярных океанских плаваний с давних времен. Вращение Земли вызывает появление сил Кориолиса, которые отклоняют муссоны вправо. Летом дуют юго-западные муссоны, а зимой — северо-восточные. Выбирая для регулярных торговых плаваний определенные сезоны, можно ходить на паруснике в ту или иную сторону только попутными ветрами (фордевинд, бакштаг).

Название «муссон» происходит от арабского слова «мавсим» — время года. Муссоны достигают большой силы и вызывают в Индийском океане соответствующие приповерхностные течения, иногда значительные по скорости.

Следующая группа «работящих» ветров — пассаты, возникающие в широкой экваториальной зоне. Это уже ветры глобального характера. Наиболее сильно нагревается солнцем поверхность

Земли вблизи экватора. Нагретый от Земли воздух поднимается вверх и уходит на север и юг. На его место к экватору устремляются два потока воздуха — с севера и юга. Восходящее движение экваториального воздуха втягивает их, как печная труба или вентилятор. Вращение Земли отклоняет потоки воздуха, мчащиеся с севера и юга к западу. В результате устанавливаются дующие круглый год с постоянной силой северо-восточный пассат в северном полушарии и юго-восточный пассат — в южном полушарии.

Пассаты дуют в приэкваториальной области, заключенной между 25—30° северной и южной широтами. В северном полушарии пассаты охватывают 11% всей поверхности океанов, а в южном — 20%, т. е. это довольно обширная область. Сила пассатного ветра обычно 2—3 балла, но бывает и более. Пассаты вызывают соответствующие приповерхностные течения в океанах. Встречаясь вблизи экватора, пассаты двух полушарий образуют так называемую зону затишья, или зону экваториальных штилей. В этой зоне сильно развиты восходящие потоки воздуха, что приводит к образованию кучевой и грозовой облачности. Здесь особенно много ливневых дождей и интенсивных гроз.

Слово «пассат» голландского происхождения и, как предполагают, произошло от сокращения испанской фразы «viente de passada» — «ветер для переезда». Впервые с пассатами европейцы встретились во время первого плавания Колумба в Америку. Постоянство пассатов сначала пугало европейских мореплавателей, привыкших к неустойчивым ветрам своих морей. Спутники Колумба приняли пассаты за действие дьявольской силы и со страхом думали не всасывается ли это ветер в какую-нибудь бездну на краю Земли, куда он завлечет и их корабли.

В эпоху парусного флота устойчивые пассаты играли огромную роль в развитии морской торговли, в организации ее регулярности. По этой причине англичане, главные торговцы на море, называли пассаты «торговыми ветрами».

И наконец, последний постоянный ветер глобального значения — западный взтер, дующий круглый год с запада на восток в широкой полосе от 40 до 60° южной широты (вдоль кромки дрейфующих льдов с Антарктиды). Это самый могучий постоянный ветер. Сила его достигает 8—10 баллов и редко бывает менее 5 баллов, причем, чем южнее, тем он свирепее.

Вечное движение с запада на восток огромных воздушных масс было открыто Магелланом во время его кругосветного плавания. Западные ветры широко использовались парусными судами, совершавшими кругосветные плавания, а также торговыми клиперами.- Моряки парусного флота прозвали зону между 40 и 50° южной широты «ревущими сороковыми», а зону между 50 и 60°, где особенно много штормов, — «вопящими пятидесятыми» (иногда «гремящими пятидесятыми»). В этой полосе действует также мощное Течение западных ветров.

Таковы главные ветровые дороги, по которым парусные корабли совершали прибрежные (каботажные) плавания, межконтинентальные рейсы и кругосветные путешествия. Таковы основные свойства наиболее важных ветров планеты и сопутствующих им течений.


Читать далее:

Категория Парусная система