Повреждения изоляции кабелей


Категория Ремонт судового электрооборудования

Кабельная сеть современного судна является сложной системой, служащей для подачи питания потребителям. Для подачи питания с наименьшими потерями, а также в целях безопасности обслуживания электроустановок токопроводящие жилы покрывают изолирующим материалом (резиной, полихлорвинилом). Сопротивление изоляции новых кабелей составляет не менее 100 мОм на 1 км длины кабеля. Величина тока утечки при такой изоляции незначительна. Но кабель, проложенный на судне, соприкасается своей внешней оболочкой с корпусом судна и связан с потребителем с помощью выводных или переходных коробок. Вследствие недостаточной герметизации соединительных коробок на контактные поверхности и на изолирующие покрытия попадают грязь и влага, в результате чего возникают токопроводящие мостики. Они возможны также при старении изоляции и механических повреждений изолирующего покрова. При большом количестве токопроводящих мостиков появляется опасность короткого замыкания между токопроводящими жилами или соединениями токоведущих жил с корпусом судна. Оно может стать причиной пожара на судне, а нарушение изоляции между токоведу-щей жилой и корпусом опасно для обслуживающего персонала.

Правилами эксплуатации судового электрооборудования оговорены нормы изоляций токоведущих жил кабеля по отношению к корпусу судна. Сопротивление изоляции отдельного фидера, находящегося в эксплуатации при номинальном напряжении сети 100—500 В, должно быть не меньше 0,5 мОм.

Полученная величина сопротивления изоляции должна быть не ниже указанных результатов.

На судах с энергетической установкой переменного тока для замера сопротивления изоляции устанавливают щитовые мегомметры, которые показывают величину изоляции в омах.

При обнаружении пониженного сопротивления изоляции судовой сети ищут неисправность методом последовательного отключения потребителей на ГРЩ. При отключении потребителя, в сети которого имеется точка с поврежденной изоляцией, величина сопротивления резко возрастет. Дальнейший поиск места пониженного сопротивления изоляции ведут с помощью переносного мегомметра путем последовательного приближения к месту повреждения. Например, при последовательном отключении потребителей на ГРЩ обнаружили, что пониженное сопротивление дает какой-то потребитель на вторичном распределительном щите. С помощью переносного мегомметра проверяют отдельные фидеры, отходящие от этого щита. При обнаружении фидера с пониженной изоляцией его отключают и проверяют отдельные элементы.

Наиболее вероятные места повреждения изоляции — это переходные и выводные коробки. Для быстрого определения дефектного места в сети, имеющей много выводных коробок, вскрывают сначала среднюю коробку цепи и с нее прозванивают обе половины кабельной сети. Затем в той сети, где мегомметр покажет пониженное сопротивление, снова вскрывают центральную коробку. Таким образом постепенно приближаются к точке, где происходит соединение токоведущей жилы с корпусом.

Если понижение сопротивления происходит в выводной коробке от загрязнения, то концы кабеля отсоединяют, грязь тщательно смывают бензином и коробку просушивают. Но иногда вся кабельная линия показывает пониженное сопротивление изоляции. Если рассоединить эту линию на отдельные участки, то каждый из них показывает допустимое сопротивление. Понижение общего сопротивления изоляции происходит в старых кабельных сетях вследствие образования на изоляционном слое трещин, куда проникают грязь и влага, в результате чего появляется множество токо-проводящих мостиков. Такие кабели следует менять.

Наиболее трудно определить в длинных кабельных трассах пробой изоляции кабеля между жилами. Для определения пробоя применяют искатель кабельных повреждений (ИКП). Принцип действия прибора основан на том, что при пропускании по двум поврежденным жилам кабеля переменного тока в катушке прибора, которую проносят вдоль кабельной трассы, индуктируется э.д.с. В телефоне, присоединенном к катушке, слышен при этом звук, слабеющий при переносе катушки дальше от места замыкания. С помощью ИКП можно определить место повреждения кабе-ля с точностью ±2% длины кабеля, а также короткое замыкание между жилами кабеля, место обрыва токоведущей жилы, место повреждения изоляции кабеля.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования