Подготовка личного состава, несение вахты и содержание механизмов


Категория Судовые дизели

Требования к яичному составу. Необходимым условием безопасной эксплуатации судовых силовых установок является знание и строгое соблюдение личным составом правил техники безопасности и инструкций яо эксплуатации механизмов.

К обслуживанию судовых механизмов допускаются лица:
— достигшие 18-летнего возраста и не имеющие медицинских противопоказаний к работе на судне;
— теоретически подготовленные и обладающие практическими навыками по обслуживанию механизмов. Наличие теоретической подготовки подтверждается документами об образовании, а практических навыков — дипломом на право занятия должности (для комсостава) или свидетельством (для рядового состава);
— знающие правила техники безопасности, умеющие пользоваться безопасными приемами работ и индивидуальными защитными приспособлениями на рабочем месте.

Ответственность за соблюдение правил техники безопасности. Ответственность за предупреждение несчастных случаев на судне, за обучение лиц рядового состава безопасным приемам и методам труда и соблюдение правил техники безопасности, а также за своевременное расследование и полноту учета несчастных случаев, происшедших на судне, и разработку мероприятий по их предупреждению, несет капитан-механик судна.

Во время вахты ответственность за соблюдение правил техники безопасности возлагается на вахтенного начальника [старшего по вахте машинно-котельного отделения (МКО)].

Лица командного состава, нарушающие правила техники безопасности, привлекаются к ответственности в дисциплинарном, административном или судебном порядке, в зависимости от характера нарушения, а лица рядового состава — к дисциплинарной ответственности.

Допуск к несению вахты. Одним из важных условий безопасного обслуживания судовых механизмов, помимо знания правил техники безопасности, является внимательность при несении вахты и соблюдение правил поведения во время работы в зонах повышенной опасности.

Члены экипажа, обслуживающие силовую установку, допускаются к несению вахты только в исправной, застегнутой спецодежде. Ношение спецодежды обязательно. Нарушение этого правила приводит к тяжелым последствиям при захвате свободных концов одежды или волос движущимися частями механизмов, а также к ожогам при соприкосновении с горячими поверхностями.

Правилами техники безопасности при обслуживании судовых механизмов запрещается носить обувь на резиновой подошве, впитывающей нефтепродукты, а также с металлическими набойками. Скольжение обуви по елани часто приводит к падению и ушибам.

Длительное нахождение в помещении с повышенной шумностью может привести к постепенному ослаблению слуха. В целях предупреждения такого заболевания члены экипажа, обслуживающие силовую установку с уровнем шума, превышающим допустимые нормы, должны пользоваться индивидуальными средствами защиты (противошумными наушниками или пробками).

Больные или находящиеся в состоянии алкогольного опьянения члены экипажа к несению вахты не допускаются. Неправильная оценка ситуации, пониженная скорость реакции и недостаточная координация движений таких людей при нахождении в зонах повышенной опасности часто являются причиной несчастных случаев.

Доступ посторонним лицам в машинно-котельное отделение без разрешения вахтенного начальника запрещается. Представители органов надзора и контроля могут входить в МКО только в сопровождении механика судна или его вахтенного помощника. На пассажирских судах, обслуживаемых по методу совмещения профессий, МКО (при отсутствии в нем членов экипажа) должно быть закрыто на замокла ключ должен^ находиться в рулевой рубке на видном месте.

Содержание машинного отделения. К содержанию машинного отделения предъявляются следующие требования: соблюдение чистоты и порядка у постов управления и в проходах, наличие ограждений в опасных зонах, достаточная освещенность и вентиляция. Для этого необходимо, чтобы:
— плиты настила всегда находились на месте и были закреплены, а вырезы в них — закрыты;
— слани были сухими, пролитые нефтепродукты убраны, не допускалось их скопление под еланью;
— проходы всегда были свободными и был обеспечен доступ ко всем постам управления судовыми механизмами, кранами и клапанами систем;
— место проведения профилактических осмотров или ремонтных работ было свободно от предметов, мешающих работе;
— трапы, решетки, площадки, ограждения, поручни, крышки горловин и люков содержались в исправности. Места, где они временно сняты, должны быть ограждены, вывешены предупредительные надписи, а в темное время суток освещены. Временные ограждения надежно закреплены. (Запрещается убирать или снимать ограждения и предупредительные надписи без разрешения лица, ответственного за безопасное выполнение ремонтных или профилактических работ). По окончании работ все снятые ограждения должны быть установлены на место и закреплены;
— к распределительным коробкам, кранам и клапанам систем был свободный доступ и было ясно видно, открыты краны или закрыты. На всех клапанах и кранах должны быть надписи и стрелки, указывающие направление открытия и закрытия вентиля, или риски на торце пробки, указывающие ее положение. Маховички вентилей горячих трубопроводов необходимо оплетать нетеплопроводным изоляционным материалом. (В МКО запрещается хранить:
— взрывчатые и огнеопасные материалы; для их хранения отводятся специальные помещения;
— обтирочный материал, пропитанный маслом или топливом; детали и инвентарь, не относящиеся к обслуживанию силовой установки. Инструмент должен быть исправным, а количество и номенклатура его и запасных деталей соответствовать установленным нормам.

Обтирочные материалы следует хранить в сухих и безопасных от огня помещениях или закрытых ящиках.

Бортовой запас деталей, навигационных материалов, приспособлений и инвентарь нужно хранить закрепленными на специально отведенных местах.


Читать далее:

Категория Судовые дизели