Правила безопасного обслуживания дизелей


Категория Судовые дизели

Требования к техническому состоянию дизеля. Эксплуатация неисправных двигателей, механизмов, устройств или систем представляет серьезную опасность для обслуживающего персонала при внезапной их поломке или разрушении. Она также может привести к аварии судна вследствие потери последним хода, управляемости или других качеств. Поэтому контроль за исправностью дизеля является составной частью мероприятий по технике безопасности на судах.

Капитан-механик (механик) судна обязан производить технические осмотры механизмов и оборудования силовой установки в сроки и в объемах, предусмотренных инструкциями по их обслуживанию.

Выявленные неисправности, угрожающие безопасности обслуживающего персонала и нормальной эксплуатации силовой установки, должны немедленно устраняться.

Сдающий вахту обязан поставить в известность принимающего вахту о всех неисправностях силовой установки, замеченных во время вахты, и о мерах, принятых для их устранения.

Каждый член судового экипажа, обнаруживший неисправность двигателя, машины, механизма, оборудования, обязан немедленно сообщить об этом вахтенному начальнику (старшему по вахте МКО). В тех случаях, когда неисправность представляет угрозу для обслуживающего персонала или судна, а также возникает опасность поломки двигателя, обнаруживший неисправность должен принять необходимые меры к предотвращению ее вплоть до остановки двигателя (если неисправность угрожает жизни человека) и немедленно доложить об этом вахтенному начальнику.

Рассмотрим неисправности судовых дизелей, при которых запрещается их работа.

1. Трещины и изгибы в деталях двигателя. Поршни, шатунные болты валы, передачи и другие детали движения при работе двигателя восприни мают высокие нагрузки. При изгибах, трещинах, подрезах, шлаковых включениях и других дефектах структуры металла и геометрии деталей появляется концентрация напряжений. При работе деталей в условиях знакопеременной нагрузки в зонах повышенных напряжений происходит местное нарушение прочности металла и вызванное им постепенное увеличение размеров трещин и в конечном счете — поломка детали. Поломка деталей движения часто является причиной повреждения смежных деталей и длительного выхода двигателя из строя или даже полного его разрушения.

2. Трещины и свищи во втулках цилиндров и в крышках. Проникновение воды из полостей охлаждения в цилиндры через трещины и свищи во втулках цилиндров и в крышках приводит к гидравлическому удару при пуске двигателя, следствием чего является повреждение деталей движения или полное разрушение цилиндра.

Кроме того, крупные трещины во втулках цилиндров, ослабляющие сечение втулок, могут привести к обрыву их.

3. Трещины и свищи в топливных, масляных и воздушных трубопроводах. Утечка воздуха из воздушных трубопроводов приводит к отказам в системе управления дизелем, а также может быть причиной травматизма обслуживающего персонала при разрывах трубопроводов высокого давления.

Утечка масла может привести к самопроизвольной остановке дизеля вследствие подплавления подшипников, к ожогам при попадании горячего масла на тело или одежду человека, к падению его на скользкой поверхности, покрытой маслом, а также к загораниям при попадании последнего на горячие поверхности.

К таким же последствиям приводит и утечка топлива из топливных трубопроводов, особенно трубопроводов высокого давления. Топливо высокого давления, попавшее на обнаженные участки тела, вызывает болезненные, долго не заживающие травмы, а скопление его в картере может привести к подплавлению подшипников или взрыву смеси паров топлива и масла.

4. Неисправности пускового и реверсивного устройств и дистанционного управления. При работе с неисправными системами управления двигатель не выполняет заданные команды или выполняет их несвоевременно, что может быть причиной аварии судна. Поэтому эксплуатация двигателей с неисправными системами управления запрещается, а при неисправности дистанционного управления запрещается управление двигателем из рубки.

5. Повреждение регулятора числа оборотов. Неисправности, вследствие которых регулятор не поддерживает заданную скорость вращения и не снижает подачу топлива при сбросе нагрузки, могут привести к невыполнению заданного режима работы и аварии судна или к разносу двигателя (самопроизвольному увеличению частоты вращения свыше допустимой). Большие инерционные усилия, возникающие при разносе двигателя, могут явиться причиной повреждения подшипников, повреждения или полного разрушения движущихся деталей и двигателя в целом. Разлетающиеся при разрушении двигателя осколки представляют серьезную опасность для обслуживающего персонала.

Наиболее часто разносу подвержены вспомогательные и главные нереверсивные двигатели, не имеющие жесткого соединения с гребным винтом. Двигатели, соединенные с гребным винтом, обладают способностью самовыравниваться, однако и они могут пойти вразнос в случае утери винта или обрыва валопровода.

6. Повреждение или отсутствие контрольно-измерительных приборов, предназначенных для измерения основных параметров работы двигателя, а также повреждение систем аварийной сигнализации и защиты.

Отсутствие или неправильные показания контрольно-измерительных приборов не позволяют обслуживающему персоналу контролировать работу двигателя и своевременно обнаруживать, предотвращать и устранять возникающие в процессе эксплуатации неисправности и нарушения его нормального режима. Длительная работа неисправного двигателя может быть причиной повышенного его износа и преждевременного выхода из строя, а иногда и аварии судна. К таким же последствиям может привести и работа с неисправностями систем аварийной сигнализации и защиты.

При неисправности контрольно-измерительных приборов и средств сигнализации, установленных в рубке, запрещается управлять двигателями с дистанционных постов.

Капитан-механик (механик) должен систематически проверять достоверность показаний приборов дистанционного контроля путем сравнения их с показаниями приборов местного контроля, а также настройку датчиков СПАСЗО.

Кроме того, все контрольно-измерительные приборы подлежат ежегодной проверке лабораториями Комитета стандартов, мер и измерительных приборов. Соответствие приборов требованиям стандартов удостоверяется постановкой пломбы или записью в их паспорте.

Приборы, не прошедшие проверки, с истекшим сроком годности или с неисправными пломбами использовать запрещается.

Подготовка к пуску. Для обеспечения сохранности двигателя и безопасности обслуживающего персонала в период подготовки двигателя к пуску необходимо:
— подготовку к пуску производить под руководством лица, ответственного за соблюдение правил техники безопасности (в период эксплуатации — вахтенного начальника или старшего по вахте МКО, а после ремонта — капитана-механика или механика судна);
— во избежание нарушения установленного режима движения или стоянки судна, а также готовности механизмов к немедленному действию, проворачивать, пускать в действие, останавливать, осматривать и ремонтировать двигатели, механизмы и оборудование только с разрешения вахтенного начальника (старшего по вахте МКО). Нарушение этого правила приводит к тому, что в аварийной ситуации вахтенный начальник, не осведомленный о фактическом состоянии силовой установки, может принять невыполнимое, в связи с неготовностью механизмов, решение, потерять много времени на выяснение обстановки и не успеть принять необходимые и возможные в данной ситуации меры по предотвращению аварии;
— предупредить вахтенного начальника о предстоящем пуске двигателя, чтобы палубная команда могла проверить, нет ли людей и лодок за бортов, надежность швартовки или возможность движения и тем самым исключить несчастные случаи и повреждения судна после пуска двигателя;
— убедиться, отключен ли привод дистанционного управления от поста управления в машинном отделении во избежание случайного пуска двигателя из рулевой рубки до окончания его подготовки и нет ли людей около движущихся частей;
— осмотреть двигатель и проверить, нет ли посторонних предметов (ключей, гаек, ветоши и т. д.) в картере, на двигателе и на линии валопровода. Захват посторонних предметов движущимися деталями неизбежно приводит к повреждению двигателя или валопровода и может явиться причиной травматизма;
— убедиться в исправном состоянии двигателя и предохранительных устройств (предохранительных клапанов на крышках цилиндров и щитах кар-терных люков, перепускных предохранительных клапанов на водяных, масляных и топливных насосах и трубопроводах, регулятора скорости вращения и др.).

Дефекты ремонта и сборки (заедания, перекосы, неплотности и др.), как правило, проявляются в начальный период эксплуатации двигателя.

Некоторые из них могут создать аварийную ситуацию уже с первых оборотов коленчатого вала. В этих условиях только четкое срабатывание предохранительных устройств позволяет предотвратить аварию двигателя;

проверить, отрегулированы ли устройства управления двигателем (клапаны и реле управления, блокировочные устройства и др.). • Неуправляемый или неправильно выполняющий задаваемые операции двигатель очень опасен и может явиться причиной крупных аварий и тяжелых несчастных случаев. Поэтому, прежде чем пускать двигатель, надо быть уверенным, что он способен пускаться, изменять частоту вращения, останавливаться и реверсироваться в соответствии с задаваемой органами управления программой. Перед пуском двигателя из рулевой рубки нужно убедиться в исправности узлов дистанционного управления, включить его привод и проверить согласованность положений рукояток на дистанционных постах с положением рукояток (маховика) на двигателе, а также включить подачу питания на щит приборов контроля и СПАСЗО, проверить исправность сигнальных ламп;

после проворачивания коленчатого вала снять и уложить на штатное место рычажное валоповоротное приспособление (или выключить вало-поворотное устройство), проверить, отдан ли тормоз валопровода.

При зажатом тормозе двигатель может не запуститься или получить повреждение вследствие высоких давлений в цилиндрах при пуске под нагрузкой, могут быть повреждены также валоповоротное устройство и тормоз. Сорванное с места рычажное приспособление может нанести серьезные травмы находящимся вблизи от него людям;

убедиться в наличии на штатных местах и прочном закреплении кожухов и ограждений движущихся частей, а также изоляции и ограждений горячих поверхностей оборудования и трубопроводов.

Отсутствие ограждений не позволяет нормально обслуживать двигатель из-за невозможности выполнения работы в опасных зонах. Нарушение правил техники безопасности в таких условиях приводит к несчастным случаям.

Еще более опасно непрочное закрепление ограждений в связи с тем, что человек, рассчитывающий на их прочность, уверенный в безопасности и не принимающий дополнительных мер предосторожности, в случаях срыва ограждения неожиданно попадает в опасную зону.

В этих условиях несчастный случай практически неизбежен;
— провернуть коленчатый вал двигателя воздухом при открытых индикаторных кранах для проверки нормальной работы пусковых устройств;
— непосредственно перед пуском предупредить личный состав, находящийся в машинном отделении, о предстоящем пуске двигателя (старший по вахте машинного отделения должен дать команду «Отойти от двигателя») ;
— во избежание гидравлических ударов и разрывов воздухопроводов открывать запорный клапан на трубопроводе пускового воздуха плавно.
— Во время пуска не должно быть людей на решетках на уровне крышек цилиндров, чтобы не получить ожогов и ушибов в результате обрыва плохо закрепленных деталей или прорыва газов под крышку цилиндра.

Обслуживание во время работы. Запрещается во время эксплуатации двигателя производить какие-либо работы, связанные с опасностью травмирования обслуживающего персонала или повреждения двигателя и его деталей, в том числе:
— устанавливать и регулировать зазоры во впускных и выпускных клапанах. Надежное удержание инструмента на движущихся деталях невозможно. В этих условиях срыв инструмента и последующая потеря равновесия работающим неизбежно ведут к травмированию его движущимися деталями или ожогам при соприкосновении с горячими поверхностями, а случайное выпадение штанг или повреждение привода клапанов могут быть причиной взрыва в цилиндре или в коллекторе и еще более тяжелых последствий.
— регулировать и обжимать форсунки и предохранительные клапаны. Подтягивать любые резьбовые соединения на работающем двигателе опасно уже потому, что потеря работающим равновесия при срыве инструмента ведет к его травмированию и ожогам. Еще более опасно обжатие форсунок и предохранительных клапанов в связи с тем, что в случае срыва резьбы или обрыва шпилек закрепленные ими детали давлением газов срываются с мест, а разлетающиеся осколки и вырывающиеся из цилиндра горячие газы могут быть причиной серьезных травм.

Кроме того, следует помнить, что невозможность проверить правильность регулировки форсунок и предохранительных клапанов до остановки двигателя приводит к тому, что форсунки работают в неоптимальном режиме, а предохранительные клапаны срабатывают при давлении, отличающемся от предусмотренного инструкцией, или вообще не срабатывают. Таким образом выполнение этой опасной операции даже при благополучном исходе нарушает нормальную регулировку двигателя;
— подкачивать топливо в цилиндры вручную. При подкачке топлива в цилиндры вручную нельзя соблюсти предусмотренный инструкцией угол опережения подачи топлива. Подача топлива с увеличенным углом опережения и в чрезмерном количестве может привести к резкому росту давления в цилиндре с последующим повреждением деталей ЦПГ или к полному разрушению цилиндра. Поэтому подкачка топлива в цилиндры вручную недопустима в любых случаях, с какой бы целью она ни производилась;
— вскрывать люки картера для осмотра, вентиляции или пополнения маслом. При работе двигателя его картер заполнен смесью воздуха и прорывающихся из цилиндра газов с парами масла, топлива и мелкораспыленными частицами масла, в обычных условиях не представляющей опасности. При поступлении в картер свежего воздуха в отдельных его зонах создается взрывоопасная концентрация паров масла в воздухе, взрывающаяся от соприкосновения с горячими деталями или искрами, прорывающимися из цилиндров. Поэтому открывать люки картера у горячего двигателя следует не ранее чем через 10—20 мин после остановки двигателя, а на двигателе на видном месте должны быть надписи, предупреждающие о недопустимости открытия люков горячего картера, с указанием времени, необходимого для его вентиляции. Сила взрыва смеси зависит от ее количества. Наряду с этим при осмотре картера работающего двигателя велика опасность травмирования обслуживающего персонала движущимися деталями д ожогов брызгами горяч его масла;
— определять места утечки в системах высокого давления на ощупь. Соприкосновение обнаженных частей тела с вытекающей при утечках под большим давлением струей жидкости, пара или газа приводит к очень болезненным поражениям, воспалительные процессы в некоторых случаях могут потребовать длительного лечения;
— допускать работу двигателя на критических оборотах, которые должны быть обозначены красной краской на циферблате тахометра. Работа на критических оборотах сопровождается вибрацией, стуками в соединениях, повышенными износами деталей и может привести к поломке коленчатого вала или валопровода и обрыву фундаментных болтов;
— перегружать двигатель или отдельные его цилиндры выше установленных норм, что может быть причиной аварии дизеля в результате перегрева или высоких механических напряжений.

Техническое обслуживание. Профилактические осмотры и ремонты судовых дизелей являются сложными работами, выполняемыми в стесненных условиях, связанными с поднятием и перемещением тяжелых деталей и требующими значительных физических усилий. Поэтому для обеспечения безопасности обслуживающего персонала перед производством профилактического осмотра или ремонта капитан-механик (механик) обязан провести специальный инструктаж лиц, назначенных – для выполнения этих работ. Наиболее сложные работы, связанные с повышенной опасностью (работы в картере двигателя, осмотр и ремонт движителей и др.) должны производиться под непосредственным руководством капитана-механика (механика). Перед началом их должно быть освобождено от предметов, мешающих работе, и подготовлено рабочее место (обеспечено освещение, доставлены такелаж, приспособления, инструмент, подкладки для деталей и т. д.).

До профилактического осмотра или ремонта двигателя необходимо принять следующие меры, предотвращающие возможность случайного пуска его или самопроизвольного поворота коленчатого вала:
— отключить привод дистанционного управления от местного поста управления;
— вывесить на ручке маховика или у кнопки постов управления запрещающий плакат: «Не включать — работают люди». Его вывешивает и снимает вахтенный начальник;
— закрыть запорный клапан на пусковой магистрали и стравить воздух из трубопровода, а при стартерном пуске обесточить пусковую систему; зажать вал тормозом или включить валоповоротное устройство; открыть индикаторные краны на крышках цилиндров; перед проворачиванием коленчатого вала удалить из картера рабочий инструмент и другие посторонние предметы и предупредить личный состав о начале проворачивания.

Перед началом работ на высоте капитан-механик (механик) должен лично убедиться в надежности площадок, решеток и ограждений.

Чтобы избежать случайного поражения людей падающими с высоты предметами, ремонтные работы на верхних или промежуточных решетках разрешается проводить только при условии, что на решетках или под ними имеются щиты или брезент, а материалы, детали, инструмент и приспособления находятся в переносных ящиках. Одновременная работа двух и более человек, находящихся на одной вертикали, может быть допущена только при наличии между ними сплошного настила или при принятии других мер предостор ожн ости.

Отсоединенные детали, механизмы или оборудование до окончания разборки следует надежно застропить или укрепить болтами. Демонтированные или подготовленные для сборки части и детали нужно устанавливать к бортам или переборкам в устойчивом положении так, чтобы при сотрясении они не могли упасть или накатываться одни на другие. Все тяжелые детали надо укладывать на деревянные настилы или подкладки. При перемещении тяжелых деталей вручную несколькими рабочими необходимо поднимать и опускать их согласованно, по команде. Перед использованием обтирочного материала следует убедиться, нет ли в нем металлических иголок, стружки, проволоки и т. д.

Во избежание несчастных случаев, взрывов и пожаров при выполнении технического обслуживания и ремонта запрещается:
— проворачивать коленчатый вал случайными предметами; для этого у каждого двигателя должно быть специальное приспособление или валоповоротное устройство. Случайные предметы не имеют необходимого крепления и удерживаются только руками работающего, и при их срыве возможна потеря равновесия последним, падение и ушибы;
— проверять совпадение болтовых отверстий при соединении фланцев пальцами руки. Случайный поворот фланца может вызвать перелом или отрыв пальца. Поэтому при проверке совпадения отверстий надо пользоваться оправками или ломиками;
— производить работы, сопровождающиеся ударами по сосудам, трубопроводам и аматуре, находящимся под давлением, или такие же работы в непосредственной близости от них, вскрывать и разбирать без предварительного снижения давления до атмосферного и отключения от действующих систем. При ударах по сосудам, трубопроводам или арматуре, находящимся под давлением, а также при вибрации от ударов, наносимых в непосредственной близости от них, возникают значительные динамические нагрузки. Суммарные напряжения от кратковременных динамических и от постоянно действующих статических нагрузок могут превысить предел прочности материала стенок сосудов, трубопроводов, что приведет к их разрыву и к поражению окружающих разлетающимися осколками и струями вытекающей жидкости, пара или газа. Очень часто следствием ударов является нарушение плотности соединений с теми же последствиями;
— ходить по открытым флорам, бимсам, стрингерам и отдельным доскам во избежание потери равновесия и падения;
— класть инструмент и детали на бимсы, подвески, решетки и другие места, откуда не исключена возможность их падения вниз;
— применять открытый огонь при осмотре любых мест, где возможно скопление паров топлива, масла и газов взрывоопасной концентрации (топливных и масляных цистерн и других емкостей, подсланевых пространств, картеров двигателей, компрессоров и зубчатых передач, аккумуляторных помещений, насосных отделений на танкерах и т. д.). В этих случаях для освещения разрешается пользоваться только переносными аккумуляторными фонарями или переносными электрическими лампами напряжением 12 В во взрывобезопасном исполнении;
— оставлять без надзора, даже на короткое время, зажженные переносные свечи, лампы, фонари;
— применять бензин для промывки деталей, а также приносить и хранить керосин, топливо и масло в количестве, превышающем необходимое для выполнения работы, на месте проведения промывки и смазки деталей.
Опрессовка форсунок должна производиться на специально оборудованном для этого месте, снабженном вентиляцией и защитным приспособлением, предохраняющим работающих от вредного воздействия паров топлива. Запрещается курить, а также подносить руки к отверстиям распылителя при опрессовке;
— применять антинакипин для бытовых нужд или использовать его не по назначению;
— мыть руки растворителями красок.


Читать далее:

Категория Судовые дизели