Подготовка к грунтованию и окраске поверхностей из бетона, пластмасс и дерева


Категория Технология окраски судов

В настоящее время при постройке судов используют значительное количество древесины: для корпусов судов, отделки и изоляции помещений, оборудования, изготовления мебели.

Независимо от того, как будут отделывать изделие: только грунтовать, грунтовать и красить или покрывать лаком, древесина, из которой оно изготовлено, должна быть сухой.

Если окраску будут производить обычными масляными или эмалевыми красками, то поверхности перед грунтовкой очищают от загрязнений, тщательно удаляют пыль, опилки, мелкие стружки и прочий мусор, протирают в случае необходимости растворителем, просушивают и грунтуют. Деревянная поверхность подводной части корпуса, предназначенная к грунтовке и окраске лаком 10Б, должна быть чистой, а влажность древесины не должна превышать 18%. Все загрязнения, в том числе налеты солей, которыми пропитывают древесину для защиты ее от древоточцев, следы красок, случайные загрязнения минеральным маслом, следы от надписей меловым карандашом и т. п. должны быть тщательно удалены с помощью специальных машинок. Прошкуренную и очищенную поверхность сразу после очистки покрывают первым слоем лака, который в данном случае является грунтом.

Если киль судна покрыт латунью, то к его очистке, а также к очистке, грунтовке и окраске кронштейнов гребного вала, выхлопных патрубков и прочих металлических деталей можно приступать только после того, как будет закончена окраска лаком 1 ОБ. В противном случае ржавчина и пыль, образовавшиеся при очистке, пли краска, которой грунтовали металлические детали, могут попасть на корпус, окрашиваемый лаком. В результате резко снизится адгезия лака, возникнут местные разрушения покрытия.

Подводную часть деревянного корпуса эксплуатируемых судов, окрашенного лаком 10Б, подготавливают к перекраске следующим образом. Всю подводную часть корпуса после удаления обрастания протирают ветошью, чтобы очистить ее от загрязнений и остатков необрастающей краски (если она применялась). Затем металлическими шпателями очищают поверхности с разрушенной пленкой пака ЮБ. Удалив загрязнения, судно оставляют на 3—5 суток на воздухе. За это время происходит подсушивание корпуса и отслаивание лака на тех участках, где он держался недостаточно прочно. Такие участки снова очищают, удаляя плохо держащийся лак. Последний осмотр и очистку корпуса делают после 3—5 недель сушки судна. После этого с помощью шкуровальных машинок очищают участки с разрушенным покрытием, удаляют опилки, различные загрязнения, затем корпус грунтуют и окрашивают. При окраске лаком ЮБ следует помнить о том, что его нельзя наносить на древесину, обработанную раствором БХМ-12.

Целесообразнее окрашивать подводную часть деревянных судов красками этинолево-эпоксидного типа марок ЭП-755, ЭШЭЛ или ЭП-72. Их пленки не разрушаются при наличии на поверхности остатков мелового карандаша или масляных красок, а также при подъеме судов из воды. Указанные краски можно наносить на дерево и металл.

Надводный борт, надстройки и т. п. окрашивают краскораспылителями или кистями любого типа. После очистки наносят слой грунта. На эксплуатирующемся судне краску, находящуюся в хорошем состоянии, обновляют, промывая ее теплым раствором специального состава; если цвет краски сильно изменился, то после промывки наносят новый слой краски. Участки с разрушенной краской очищают стальными шпателями, стамесками, скребками и т. п. Аналогичным образом поступают и при наличии чрезмерно толстого слоя краски (более 0,7 мм). Очищенную поверхность хорошо протирают растворителем, подсушивают, покрывают грунтом, а затем окрашивают.

Если палубы красят теми же красками, что и надводный борт, то подготовка к грунтовке и окраске будет аналогична описанной выше. Если применяют краски другого типа, то палубы высушивают и тщательно очищают от загрязнений, после чего наносят слой нужного грунта.

Окраску деревянных судов (барж) производят только для предохранения их от гниения и набухания. При их перекраске необходимо полностью удалить плохо держащуюся краску, хорошо просушить древесину и нанести толстый, прочный слой защитного покрытия.

Рис. 1. Очистка надстройки от старой краски стальным шпателем.

Внутренние помещения окрашивают масляными, эмалевыми, иногда эмульсионными красками.

Если подготовка к окраске вновь строящихся судов заключается в очистке поверхностей от всякого рода загрязнений, пылевидных продуктов, обезжиривания и нанесения грунта, то подготовка к окраске уже эксплуатировавшихся судов значительно сложнее. Пленки глифталевых, пентафталевых, масляных и подавляющего большинства других грунтов и красок представляют собой очень горючий материал, и если производить окраску без удаления ранее нанесенных слоев краски, то очень скоро внутри судна накопится громадное количество горючего материала.

В отличие от очистки корпуса снаружи, очистка внутренних помещений является очень трудной операцией вследствие чрезвычайной насыщенности переборок различного рода трубопроводами, проводами, приборами и арматурой. Механизировать такую очистку невозможно. Нельзя также применять щелочные пасты вследствие того, что щелочи разрушают древесину, и пасты с растворителями из-за высокой токсичности и горючести некоторых компонентов. Очистка скребками очень утомительна и малопроизводительна, однако пока она является наиболее распространенным способом удаления толстых слоев покрытия в судовых помещениях.

В тех случаях, когда краску не удаляют, окрашиваемые поверхности очищают от грязи и обезжиривают. К окраске приступают после того, как поверхности высохнут.

При перекраске поверхностей, ранее окрашенных эмульсионными красками, в некоторых случаях наблюдается плохая адгезия вновь нанесенного слоя краски к старому. На окрашенной поверхности образуются неукрытые места, и чем тщательнее их окрашивают, тем хуже получается. Это можно предотвратить, предварительно обработав окрашиваемую поверхность теплым 3—5%-ным раствором соды. Не рекомендуется вводить в эмульсионную краску добавки, необходимые для улучшения ее розлива, не зная состава краски, так как это только ухудшит качество этой краски.

Подготовку поверхностей конструкций, изготовленных из стеклопластика или оклеенных стеклопластиком, производят следующим образом. Формованные конструкции очищают от имеющейся на них пленки поливинилового спирта с помощью металлических скребков или широкого ножа. Остатки пленки удаляют, промывая поверхность горячей водой, после чего протирают чистой сухой ветошью и сушат на воздухе при 10—25 °С в течение 30—45 минут, а при 10—15° С — в течение 1,5—3 часов. Затем на открытых участках корпуса и конструкций устраняют различного рода дефекты (утолщения, наплывы или потеки смолы, прилипшие волокна стеклоткани, пузыри и т. п.), обрабатывая поверхности скребками, рашпилями, крупной наждачной шкуркой, машинками ДП-175, УПМ-1М, ЛМ-50.

На участках, оклеиваемых изоляцией, линкрустом, павинолом или линолеумом, сглаживают крупные неровности и удаляют прилипшие волокна стеклоткани. При наличии на поверхности выбоин или вмятин их заделывают шпаклевками ЭП-00-10 или ПФ-00-2. Шпаклевку наносят с помощью шпателя тонким, равномерным слоем. После высыхания зашпаклеванную поверхность прошкури-вают, протирают чистой сухой ветошью и обезжиривают уайт-спиритом. Для улучшения адгезии наносимых покрытий подготовленную поверхность обрабатывают шкуровальной машинкой ДМ-175 или УПМ-1М с наждачной бумагой зернистостью 25 и 16. Наружные поверхности корпуса и надстроек можно обрабатывать дробью с гранулами 0,5—0,8 мм при давлении воздуха не более 4 атм, не допуская при этом разрушения ткани. Для этой цели можно использовать передвижной беспыльный дробеструйный аппарат АД-1 или ручной беспыльный пистолет ПД-1. На приформованных участках подготовку поверхности производят вручную крупной наждачной шкуркой, стремясь не повредить стеклоткани. Образовавшуюся при этом пыль удаляют пылесосом, мягкой щеткой или чистой сухой ветошью.

При подготовке к окраске конструкций из бетона или железобетона необходимо удалить поверхностный слой толщиной 0,3— 0,6 мм, содержащий углекислые соединения, ослабляющие адгезию красок. Очистку производят любым способом — металлическим песком, щетками и т. п. После удаления верхнего слоя на окрашиваемой поверхности заделывают раковины и выбоины шпаклевкой ЭП-00-10. Затем поверхность очищают от пыли, применяя пылесос или обдувая ее сухим сжатым воздухом.

В районе стыков поверхности выравнивают вначале бетоном, а затем шпаклевкой. Общая толщина всех слоев шпаклевки в этом районе не должна превышать 5 мм. Бетонная поверхность легко поглощает влагу и растворители. Поэтому после обезжиривания очищенную поверхность приходится сушить не менее двух часов при 18—23° С и четырех часов при 5—17 °С.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов