Подготовка к грунтованию и окрашиванию поверхностей из дерева, пластмасс и железобетона


Категория Малярные работы в судостроении

Даже в настоящее время при постройке судов применяют значительное количество древесины: для корпусов судов, отделки и изоляции помещений, оборудования, изготовления мебели.

Независимо от того, как будет отделываться изделие: только грунтоваться, грунтоваться и краситься или покрываться лаком,— древесина, из которой оно изготовлено, должна быть просушенной. Древесина, из которой делают мебель и т. п., должна иметь влажность не более 12—13%; влажность досок, используемых при постройке корпуса, не должна превышать 20%; обрешетник перед обработкой составами, снижающими горючесть дерева (антипиренами), должен иметь минимальную влажность.

Если окраска будет производиться обычными масляными или эмалевыми красками, то поверхности, предназначенные под грунтовку, очищают от загрязнений, тщательно удаляют пыль, опилки, мелкие стружки и прочий мусор, протирают в случае необходимости растворителем, просушивают и грунтуют. Значительно больше внимания приходится уделять подготовке поверхности под грунтовку и окраску в тех случаях, когда подводную часть судна покрывают лаком 10Б. Пленка этого лака очень плохо держится на влажной и загрязненной древесине. Поэтому деревянная поверхность подводной части корпуса, предназначенная к грунтовке и окраске лаком 10Б, должна быть чистой, а влажность древесины не должна превышать 18%. Все загрязнения, в том числе налеты солей, которыми пропитывают древесину для защиты ее от древоточцев; следы красок; случайные загрязнения минеральным маслом; следы от надписей мелом или карандашом должны быть тщательно удалены с помощью специальных машинок. Прошкуренную и очищенную поверхность сразу после очистки покрывают первым слоем лака, который в данном случае является грунтом.

Деревянные суда грунтуют при помощи кисти или краскораспылителя, в зависимости от типа судна и применяемого материала. Баржи грунтуют каменноугольным лаком повышенной вязкости, который предварительно нагревают до температуры 80—90 °С. Лак, впитываясь в деревянную обшивку, предохраняет ее от гниения.

Если киль судна покрыт латунью, то к его очистке, а также к очистке, грунтовке и окраске кронштейнов гребного вала, выхлопных патрубков и прочих металлических деталей можно приступать только после того, как будет закончена окраска лаком 10Б. В противном случае ржавчина и пыль, образовавшиеся при очистке, или краска, которой грунтовали металлические детали, могут попасть на корпус, окрашиваемый лаком. Эти загрязнения вызовут резкое снижение адгезии лака и местные разрушения покрытия.

Подводную часть деревянного корпуса эксплуатируемых судов, окрашенных лаком 10Б, подготавливают под перекраску следующим образом. Всю подводную часть корпуса после удаления обрастаний протирают ветошью, чтобы очистить ее от загрязнений и остатков необрастающей краски (если она применялась). Затем металлическими шпателями очищают поверхности с разрушенной пленкой лака 10Б. Удалив загрязнения, судно оставляют на 3—5 суток на воздухе. За это время происходит подсушивание корпуса и отслаивание лака на тех участках, где он держался недостаточно прочно. Такие участки очищают, удаляя плохо держащийся лак. Последний осмотр и очистку корпуса делают после 3—5 недель сушки судна. После этого с помощью шкуровальных машинок очищают участки с разрушенным покрытием, удаляют опилки, различные загрязнения, корпус грунтуют и окрашивают. При окраске лаком 10Б следует помнить о том, что его нельзя наносить на древесину, обработанную раствором БХМ-12.

Более удобной оказалась окраска подводной части деревянных судов красками этинолевоэпоксидного типа марок ЭП-71 или ЭШЭЛ. Их пленки не разрушаются при наличии на поверхности остатков мела или карандаша, а также масляных красок. Краски этинолевоэпоксидного типа могут наноситься по дереву и металлу, пленки их не разрушаются при подъеме судов из воды.

Надводный борт окрашивают красками, менее чувствительными к таким загрязнениям как, например, мел и карандаш. После очистки борта от загрязнений, мелких опилок и прочего сора на него наносят слой грунта, представляющего собой краску, разбавленную растворителем. Если краска находится в хорошем состоянии, то окрашенную поверхность только промывают теплым раствором специального состава; если цвет краски сильно изменился, то после промывки наносят новый слой краски. Участки с разрушенной краской очищают при помощи смывки. Очищенную поверхность хорошо протирают растворителем, подсушивают, покрывают грунтом, а затем окрашивают.

Если полубы красят теми же красками, что и надводный борт, то подготовка к грунтовке и окраске будет аналогична описанной выше. В случае применения красок другого типа палубы высушивают и тщательно очищают от загрязнений, после чего наносят слой нужного грунта.

Окраску барж производят для предохранения их от гниения и набухания. При их перекраске необходимо полностью удалить плохо держащуюся краску, хорошо просушить древесину и нанести толстый, прочный слой защитного покрытия.

Внутренние помещения окрашивают масляными, эмалевыми, а в последнее время эмульсионными красками.

Если подготовка к грунтовке и окраске вновь строящихся судов заключается в очистке поверхностей от всякого рода загрязнений, пылевидных продуктов, обезжиривания и нанесения грунта, то подготовка к окраске уже эксплуатировавшихся судов значительно сложнее. Каждый новый слой краски увеличивает вес одного квадратного метра окрашиваемой поверхности на 120—160 г. Кроме того, пленки глифталевых, пентаф-талевых, масляных и подавляющего большинства других грунтов и красок представляют собой горючий материал, и если производить окраску без удаления ранее нанесенных слоев краски, то в течение короткого времени внутри судна накопится громадное количество горючего материала. Очистка внутренних помещений является очень трудной операцией вследствие чрезвычайной насыщенности переборок различного рода трубопроводами, кабелями, приборами и арматурой. Механизировать такую очистку невозможно. При очистке внутренних помещений нельзя также применять щелочные пасты (щелочи разрушают древесину) и пасты с растворителями (из-за крайней вредности и горючести). Очистка скребками очень утомительна и малопроизводительна, однако пока она является наиболее частым и возможным способом удаления толстых слоев краски в судовых помещениях.

Рис. 1. Очистка надстройки от старой краски шпателем

В тех случаях, когда краску не удаляют, окрашиваемые поверхности очищают от грязи и обезжиривают. К окраске приступают после того, как поверхности высохнут.

При окраске эмульсионными красками поверхностей, ранее окрашенных масляной или эмульсионной красками, наблюдаются случаи плохой адгезии вновь нанесенного слоя краски к старому покрытию. На окрашенной поверхности образуются неукрытые места. Это явление следует устранить предварительной обработкой окрашиваемой поверхности теплым 3—5%-ным раствором соды, после чего можно не опасаться за качество окраски. Не рекомендуется вводить в эмульсионную краску добавки, так как они ухудшают качество краски.

Конструкции, формованные из стеклопластика, очищают от имеющейся на них пленки поливинилового спирта с помощью металлических скребков или широкого ножа. Остатки пленки удаляют, промывая поверхность горячей водой, после чего протирают чистой сухой ветошью и сушат на воздухе при температуре 18—25 °С в течение 30—45 мин., а при температуре 10—15 °С в течение 3—18 час. Затем на открытых участках корпуса и конструкций устраняют различного рода дефекты (утолщения, наплывы или потеки смолы, прилипшие волокна стеклоткани, пузыри и т. п.), обрабатывая поверхности скребками, рашпилями, крупной наждачной шкуркой, машинками ДМ-175, УГ1М-1М, ЛМ-50.

На участках, оклеиваемых изоляцией, линкрустом, павинолом или линолеумом, сглаживают крупные неровности и удаляют прилипшие волокна стеклоткани. При наличии на поверхности выбоин или вмятин их заделывают шпаклевками ЭП-00-10 или ПФ-00-2. Шпаклевку наносят шпателем тонким, равномерным слоем. После высыхания зашпаклеванную поверхность про-шкуривают, протирают чистой сухой ветошью и обезжиривают уайт-спиритом. Для улучшения адгезии наносимых покрытий подготовленную поверхность обрабатывают шкуровальной машинкой ДМ-175 или УПМ-1М с использованием наждачной бумаги зернистостью 25 и 16. Наружные поверхности корпуса и надстроек можно обрабатывать передвижным беспыльным дробеструйным аппаратом АД-1 или ручным беспыльным пистолетом ПД-1, дробью грануляцией 0,5—0,8 мм, при давлении воздуха не более 4 атм, не допуская при этом разрушения ткани. На приформованных участках подготовку поверхности производят вручную крупной наждачной шкуркой без повреждения стеклоткани.

Образовавшуюся при этом пыль удаляют пылесосом, мягкой щеткой или чистой сухой ветошью.

При подготовке к окраске конструкций из бетона или железобетона необходимо удалить поверхностный слой толщиной 0,3—0,6 мм, содержащий углекислые соединения, которые ослабляют адгезию красок. Очистку производят любым способом — металлическим песком, щетками и т. п. После удаления верхнего слоя на окрашиваемой поверхности заделывают раковины и выбоины шпаклевкой ЭП-00-10. Затем поверхность очищают от пыли с помощью пылесоса или путем обдува ее сжатым воздухом.

В районе стыков поверхности выравнивают вначале бетоном, а затем шпаклевкой. Общая толщина всех слоев шпаклевки в этом районе не должна превышать 5 мм. Бетонная поверхность легко поглощает влагу и растворители. Поэтому после обезжиривания очищенную поверхность приходится сушить не менее двух часов при температуре 18—23 °С и четырех часов при температуре 5—17 °С.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении