Парусное вооружение спасательных шлюпок и работа с ним


Категория Морская практика

На спасательных шлюпках наибольшее распространение получило одномачтовое рейковое люгерное парусное вооружение, состоящее из одного паруса — грота или из двух — грота и стакселя.

Деревянная мачта своим шпором устанавливается в металлическом стакане — степсе на кильсоне шлюпки и крепится к одной из банок откидывающейся наметкой со штырем. С боков мачта поддерживается двумя вантами, изготовленными из стального оцинкованного троса. Один конец каждой ванты накладывается в виде огона на топ мачты или заделывается в обушок мачтового бугеля, а второй — заканчивается огоном с коушем. На планках, закрепленных на бортах изнутри шлюпки, имеются обушки. Между коушами вант и обушками основывают растительные талрепы. С их помощью обтягиваются ванты при установке мачты.

Четырехугольный парус — грот прикреплен верхней шкатори-ной к рейку, который поднимается грота-фалом. Фал проводится через шкив мачты и крепится к свободно перемещающемуся по мачте ракс-бугелю с гаком, на который надевается стропка рейка. Ходовый конец фала закрепляют на утке, установленной на мачте. Нижний, галсовый угол паруса закладывается кренгельсом за укрепленный на мачте гак или к нему крепится снасть бегучего такелажа — галс. За кренгельс другого нижнего угла — шкотового закладываются грота-шкоты правого и левого борта, служащие для растягивания и разворота паруса.

Стаксель, устанавливаемый в дополнение к гроту на больших спасательных шлюпках, не имеет специального штага или леера для его крепления. Он ставится при помощи стаксель-фала, заведенного в кренгельс фалового угла и проведенного через второй шкив в топе мачты. Галсовый угол паруса кренгельсом закладывается за гак, закрепленный на форштевне шлюпки. Шкоты стакселя закладываются в кренгельсы его шкотового угла и аналогично шкотам грота разносятся по обоим бортам шлюпки.

Снасти бегучего такелажа изготавливаются из растительных или синтетических тросов.

Для постановки парусов шлюпке сообщают максимальный ход и ставят ее носом против ветра и волны, после чего гребцам дается команда «Шабаш!». Дальнейшие действия выполняются по командам:

«Рангоут разобрать!» — гребцы того борта, который будет подветренным при движении шлюпки под парусом, переносят реек с парусом на свой борт;

«Приготовиться рангоут ставить!» — гребцы, сидящие на мачтовой банке, откидывают наметку на банке и очищают степс, остальные проверяют такелаж рангоута и парусов;

«Рангоут ставить!» — гребцы приподнимают мачту, вставляют ее шпор в степс, накидывают наметку и закрепляют ее штырем, разносят по бортам ванты, основывают растительные талрепы и обтягивают ими ванты втугую;

«Приготовиться к постановке парусов!» — гребцы переносят реек с парусом к мачте и разносят по местам бегучий такелаж паруса. Гребцы мачтовой банки присоединяют к рейку коренной конец грота-фала и закладывают галсовый угол паруса за гак на мачте. Загребные проводят грота-шкоты через утки на корме шлюпки. При наличии стакселя баковые крепят его галсовый угол за носовой рым, присоединяют к фаловому углу коренной конец фала, а ходовой — передают гребцам мачтовой банки. Шкоты стакселя обносят вокруг вант и удерживают в руках гребцы средней банки:

«Паруса поднять!» — гребцы мачтовой банки поднимают фалом реек до места, растягивая парус, после чего загребные ставят парус в нужное положение грота-шкотами. Аналогично ставится стаксель.

После постановки парусов все гребцы, за исключением командира и старшины шлюпки, садятся на рыбины между банками, чтобы увеличить остойчивость шлюпки и предохранить себя от запутывания в снастях и парусах в случае ее опрокидывания.

Управление шлюпкой под парусами требует от рулевого умения правильно выбрать курс с учетом дрейфа шлюпки и расположить паруса по отношению к ветру так, чтобы шлюпка безопасно и за кратчайшее время дошла до места.

Скорость шлюпки при движении под парусом во многом зависит от ее курса относительно ветра, т. е. от угла между ДП шлюпки и направлением ветра, отсчитываемого от носа шлюпки в сторону правого или левого борта. Этот угол принято отсчитывать в румбах (1 румб равен 11,25°). В зависимости от величины этого угла курсы шлюпки относительно ветра называются; бейдевинд, если угол меньше 8 рум-вов; галфвинд — при угле около 8 румбов; бакштаг — при угле больше 8 и меньше 16 румбов; фордевинд — при угле около 16 румбов. Если ветер дует в правый борт, говорят, что шлюпка идет правым галсом, если в левый — левым галсом. Чем меньше угол между ДП шлюпки и направлением ветра в пределах 8 румбов, тем круче бейдевинд. При угле в пределах от 3—4 до 6 румбов говорят, что судно идет курсом крутой бейдевинд; при угле больше 6 и меньше 8 румбов — полный бейдевинд. Аналогично бакштаг называют крутым, если угол больше 8 и меньше 12 румбов, и полным — при угле от 12 до 16 румбов.

Рис. 1. Парусное вооружение шлюпки:
1 — гик; 2 — грот; 3 — гафель; 4 — мачта; 5 — стаксель

Курс бейдевинд наиболее безопасный для шлюпки под парусом, так как она на этом курсе наиболее устойчива. При курсе бейдевинд на спасательной шлюпке следует держаться полнее к ветру — это позволяет шлюпке иметь достаточную скорость, хорошо слушаться руля и иметь относительно небольшой дрейф. При следовании курсом бакштаг паруса лучше располагать так, чтобы они были примерно перпендикулярны направлению ветра. На фордевинде под действием догоняющей волны шлюпка опасно рыскает. Для уменьшения рыскливости следует увеличить дифферент на корму, переместив часть гребцов из носовой части в кормовую. Наиболее опасным для парусной шлюпки является галфвинд, так как на этом курсе она получает наибольший крен, что при сильном волнении может привести к заливанию и опрокидыванию шлюпки. При следовании курсом галфвинд паруса надо располагать так, чтобы они делили примерно пополам угол между направлением ветра и ДП шлюпки. При сильных порывах ветра, а также при подходе к шлюпке большой волны надо приводить шлюпку к ветру во избежание возникновения опасного крена.

Изменение курса, при котором меняется галс, т. е. пересекается линия (направление) ветра, называется поворотом парусной шлюпки. Маневр, при котором шлюпка пересекает линию ветра носом, называется поворотом оверштаг, а при пересечении шлюпкой линии ветра кормой — поворотом через фордевинд. Последний всегда выполняется легче, чем поворот оверштаг, но в свежий ветер он более опасен, так как при неправильном и неосторожном переносе парусов с одного борта на другой в момент пересечения линии ветра шлюпка может получить опасный крен и даже опрокинуться. Выполнение того и другого поворота требует предельной внимательности рулевого и быстрых, грамотных действий с парусами. Это достигается систематическими тренировками экипажа.

Рис. 2. Курсы судна относительно вегра

При необходимости следовать в точку, лежащую от шлюпки на ветре, шлюпка вынуждена двигаться курсом бейдевинд переменными галсами, т. е. зигзагами. Такое движение шлюпки называется лавировкой.


Читать далее:

Категория Морская практика