Особенности окраски судов, эксплуатирующихся в тропических условиях


Категория Технология окраски судов

К защитным покрытиям, применяющимся при окраске судов с неограниченным районом плавания, предъявляются особенно высокие требования. В этих условиях устойчивость покрытий в очень большой степени зависит от качества подготовки поверхностей под окраску, выбора лакокрасочных покрытий и строгого соблюдения технологии их нанесения.

Применяемые покрытия должны отличаться высокой твердостью, хорошей эластичностью, устойчивостью к действию ультрафиолетовых лучей и максимальной стойкостью во влажной атмосфере.

Этим требованиям отвечают краски полиуретановые, эпоксидные, алкидные. В состав грунтов должны входить такие ингибирую-щие пигменты, как цинковый или стронциевый крон. Покрывные краски или эмали должны готовиться с пигментами, обладающими максимальной фотохимической активностью, предохраняющими эти материалы от быстрого разрушения.

Для того чтобы получить прочные покрытия, подготовительные и окрасочные работы необходимо производить при температуре окружающего воздуха не ниже +15 °С и относительной влажности выше 70%. На судостроительных заводах такие метеорологические условия бывают очень редко, поэтому окраску выполняют при температуре до +3 °С и относительной влажности до 95% при отсутствии агрессивных газов и пылевидных загрязнений. Качество окраски при этом будет пониженное. Краску нельзя наносить во время тумана или по сырой поверхности.

Для окраски рекомендуется применять материалы с индексом «Т» (тропические). Качеству работ следует уделять особенно большое внимание. С этой целью после тщательной очистки приступают к грунтованию. Первый слой грунта наносят обычной кистью (за исключением грунтов, которые можно наносить только краскораспылителем) или при помощи установки безвоздушной окраски. Последующие слои грунта или краски можно наносить кистью или краскораспылителем. Применять шпаклевки для выравнивания глубоких вмятин на надстройках корпуса или фальшборте, сглаживания сварных швов и исправления других дефектов не рекомендуется, так как это сильно ухудшает качество лакокрасочных покрытий.

На судах, плавающих в тропических районах, краски, высушенные при обычной температуре (от +18 до +23 °С), быстрее разрушаются, чем на судах, плавающих в обычных условиях. Пленки красок,- высушенных при пониженной температуре и повышенной влажности, будут еще менее стойкими. Поэтому за состоянием окраски на судах, введенных в эксплуатацию в холодное время года, необходимо вести тщательное наблюдение и своевременно исправлять появившиеся дефекты. Для этого на судне должен быть запас необходимых красок. При соответствующем уходе качество покрытий, нанесенных даже при менее благоприятных условиях, будет таким же, как и нанесенных в теплое время года.

Подводную часть судов от коррозии защищают этинолевой краской ЭКЖС-40, которую наносят четырьмя слоями. Для защиты от обрастания применяют краски ХВ-53, ХС-79, КФ-751 или термопластичные. Свойства необрастающей краски марки КР в тропических условиях будут хуже, чем свойства красок, указанных выше. Поэтому в этих случаях применять ее не разрешается. При использовании термопластичных красок можно наносить только два слоя антикоррозионной краски.

Для защиты от коррозии района переменной ватерлинии наносят три слоя краски ЭП-755 или ЭШЭЛ по слою грунта ВЛ-02 или ВЛ-08. Если этот район необходимо защищать и от обрастания, то покрывают дополнительно одним-двумя слоями необрастающей краски ХВ-750 нужного цвета. Менее желательно применять краску ХС-79.

Надводный борт, фальшборт, надстройки и кожух трубы окрашивают тремя слоями красок ПФ-167, ГФ-156, ХС-527, ХС-510Т. Кнехты, киповые планки и т. п. красят в черный цвет устойчивой в тропических условиях краской МС-17. Эту же краску применяют и при окраске надводного борта в черный цвет.

Применение красок винилхлоридного типа (ХВ-124, ХВ-125) для окраски палубных механизмов и надводных конструкций менее желательно, так как нужное качество покрытия обеспечивается только при очень тщательном соблюдении технологии окрасочных работ. Любое отклонение от установленной технологии окрасочных работ: окраска при влажности выше 60%, нанесение красок по пересушенному грунту, недостаточно правильная замена грунта, наличие влаги в сжатом воздухе, окраска при повышенной влажности и т. п., все это неизбежно вызывает быстрое разрушение пленок красок винилхлоридного типа.


Читать далее:

Категория Технология окраски судов