Основные определения МППСС—72


Категория Морская практика

Общие определения даны в Правиле 3. Характеристики навигационных огней и дальность их видимости приведены в Правилах 21 и 22, а звуковых сигналов — в Правилах 32 и 33.

Слово судно означает все виды плавучих средств, включая не-водоизмещающие суда и гидросамолеты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде. Согласно определению к судам относится любое самоходное или несамоходное плавучее средство, способное перемещаться самостоятельно или с помощью других судов.

Термин судно с механическим двигателем означает любое судно, приводимое в движение механической установкой. Если судно одновременно использует паруса и механический двигатель, оно рассматривается как судно с механическим двигателем.

Термин парусное судно означает любое судно под парусом, включая судно, имеющее механическую установку, если она не используется.

Термин судно, занятое ловом рыбы означает любое судно, производящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относится к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями, не ограничивающими маневренность.

Слово гидросамолет означает любой летательный аппарат, способный маневрировать на воде.

Термин судно, лишенное возможности управляться означает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну. При толковании этого определения под исключительными обстоятельствами понимаются в основном технические причины, вследствие которых судно не может выполнять Правила маневрирования: повреждения или неисправности двигателей, движителей, рулевого устройства и корпуса судна. Вместе с тем к исключительным обстоятельствам может быть отнесено и такое воздействие на судно внешних факторов (ветра, течения, мелководья и т. п.), которое привело к потере управляемости, если правомерность считать судно лишенным возможности управляться в этом случае будет доказана.

Термин судно, ограниченное в возможности маневрировать означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.

К ним относятся суда:
— занятые постановкой, обслуживанием или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода;
— занятые дноуглубительными, океаническими, гидрографическими или подводными работами;
— занятые на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;
— занятые обеспечением взлета или приема летательных аппаратов;
— занятые операциями по устранению минной опасности;
— занятые такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.

Термин судно, стесненное своей осадкой означает судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющимися глубинами существенно ограничено в возможности отклониться от своего курса.

Термин судно на ходу означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. Согласно определению судно считается на ходу, если оно прочно не связано с грунтом непосредственно, через другое судно или гидротехническое сооружение таким образом, что не имеет движения. Следовательно, на ходу считается и судно, лежащее в дрейфе, дрейфующее на якоре или маневрирующее с отданным якорем и т. п. Если судно на ходу, но не имеет движения относительно воды, оно считается судном на ходу, но не имеющим хода.

Термин ограниченная видимость означает любые условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам. Суда должны считаться находящимися на виду друг у друга только тогда, когда одно из них может визуально наблюдаться с другого.

Топовый огонь — белый огонь, расположенный в ДП судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.

Бортовые огни — зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом; каждый из этих огней светит от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта и освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5°. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставленном в ДП судна.

Кормовой огонь — белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта.

Буксировочный огонь — желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и кормовой.

Круговой огонь — огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°.

Проблесковый огонь — огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 проблесков в минуту и более.

Видимость навигационных огней, установленная Правилом 22, зависит от длины судна:
— на судах длиной 50 м и более: топовой огонь — 6 миль, все остальные — 3 мили;
— на судах длиной 12 м и более, но менее 50 м: топовой огонь — 5 миль, а если длина судна менее 20 м — 3 мили, все остальные — 2 мили;
— на судах длиной менее 12 м: бортовой огонь—1 миля, все остальные— 2 мили.

Дальность видимости поднимаемых на судах длиной 50 м и более белых, красных, зеленых или желтых круговых огней должна быть 3 мили и 2 мили — на судах длиной менее 50 м.

Пунктом «d» Правила 22 введен дополнительно для установки на малозаметных полупогружающихся буксируемых судах или объектах белый круговой огонь с дальностью видимости 3 мили.

Согласно МППСС — 72 в дневное время на судах поднимаются знаки черного цвета: шар, цилиндр, конус и ромб. Знаки должны иметь следующие размеры: диаметр шара не менее 0,6 м; диаметр цилиндра не менее 0,6 м и высоту, равную двойному диаметру; диаметр конуса в основании не менее 0,6 м и высоту, равную его диаметру; ромб должен состоять из двух конусов с общим основанием диаметром не менее 0,6 м, а высота каждого конуса должна быть равна диаметру основания.

Термин короткий звук означает звук продолжительностью около 1 с, а термин продолжительный звук—звук продолжительностью от 4 до 6 с. Дальность слышимости судового свистка при спокойной атмосфере должна быть: для судов длиной более 200 м — 2 мили; от 75 до 200 м — 1,5; от 20 до 75 м — 1; менее 20 .м — 0,5 мили. Все суда длиной более 100 м должны, кроме судового свистка, иметь гонг.


Читать далее:

Категория Морская практика