Огни и знаки судов на ходу, на якоре и на мели


Категория Морская практика

Общий распорядок несения навигационных огней и знаков определяется Правилом 20. Огни должны выставляться от захода до восхода солнца независимо от условий видимости, а при ограниченной видимости также и в период от восхода до захода солнца. Знаки должны выставляться днем независимо от условий видимости. Таким образом, при ограниченной видимости в дневное время судно обязательно должно нести одновременно и навигационные огни и знаки.

Судно с механическим двигателем на ходу выставляет огни согласно Правилу 23: топовый огонь впереди, а если длина судна более 50 м, то обязательно второй топовый огонь позади и выше переднего топового по меньшей мере на 4,5 м, бортовые и кормовой огонь. Суда длиной менее 50 м не обязаны, но могут выставлять второй топовый огонь.

На судне длиной менее 12 м выставляются топовый или вместо него белый круговой огонь и бортовые огни, скомбинированные в одном фонаре. Эти огни устанавливаются, как правило, в ДП судна. На судне длиной менее 7 м, если его максимальная скорость не превышает 7 уз, допускается установка только одного белого кругового огня.

В дневное время судно с механичеоким двигателем не выставляет никаких знаков.

Судно на воздушной подушке в дополнение к топовым, бортовым и кормовому выставляет круговой проблесковый желтый огонь.

Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой, выставляет огни и знаки, предписанные Правилом 24:
— два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии, а если длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы буксируемого, превышает 200 м, — три таких огня;
— второй топовый огонь позади и выше передних топовых, если длина судна более 50 м;
— бортовые и кормовой огни;
— буксировочный огонь, расположенный по вертикальной линии над кормовым.

В дневное время судно выставляет на наиболее видном месте ромбовидный знак, если длина буксира более 200 м.

Если буксировка осуществляется методом толкания и при этом толкающее и толкаемое суда жестко соединены между собой в одно сочлененное судно, оно выставляет огни, предписанные Правилом 23, т. е. огни, означающие, что маневренные возможности судна ничем не ограничены.

Если судно, толкающее вперед или буксирующее лагом другое судно, не является частью жестко сочлененного судна, то оно должно выставлять:
— два топовых огня впереди, расположенных по вертикальной линии;
— второй топовый огонь позади и выше переднего топового, если буксирующее судно длиной более 50 м;
— бортовые и кормовой огни.

Буксировочный огонь ночью и ромбовидный знак днем не выставляются.

Буксируемое судно или. объект должны выставлять бортовые и кормовой огни, а днем — ромбовидный знак на наиболее видном месте, если длина буксира превышает 200 м.

Судно, толкаемое вперед, если оно не является частью жестко сочлененного судна, выставляет в передней части бортовые огни, а судно, буксируемое лагом, в дополнение к бортовым должно выставлять кормовой огонь.

Любое количество буксируемых лагом или толкаемых судов в группе освещается как одно судно, т. е. бортовые огни выставляются в передней части группы только на ее крайних боковых судах.

Малозаметное полупогружающееся буксируемое судно, объект либо комбинация таких судов или объектов должны выставлять:
— при ширине менее 25 м — один белый круговой огонь в передней части и второй такой же огонь в кормовой части, а при ширине 25 м и более — два дополнительных белых круговых огня на бортовых оконечностях или вблизи них;
— при длине более 100 м дополнительные белые круговые огни между указанными выше огнями, установленные таким образом, чтобы расстояние между соседними огнями не превышало 100 м;
— ромбовидный знак на кормовой оконечности последнего буксируемого судна или объекта, а если длина буксира более 200 м-—дополнительный ромбовидный знак впереди на наиболее видном месте.

Судно, занятое сложной буксировкой, в дополнение к огням и знакам, которые выставляет буксирующее судно с механическим двигателем, должно выставлять огни и знаки, предписанные Правилом 27 для судов, ограниченных в возможности маневрировать.

Таким образом, суда, занимающиеся буксировкой, оснащены специальными огнями. Однако в морской практике иногда приходится заниматься буксировочными операциями транспортным судам, оснащение которых специальными огнями нецелесообразно. Поэтому ИМО дополнила Правило 24 новым пунктом, который обязывает такое судно, занятое буксировкой другого судна в случае бедствия или других случаях при необходимости оказания помощи, принять всевозможные меры для того, чтобы указать характер взаимоотношений между буксирующим и буксируемым судами. Такими мерами могут быть: подача звуковых и световых сигналов, отличных от установленных МППСС — 72, направление луча прожектора в сторону буксируемого объекта, надлежащее освещение буксира.

Парусное судно на ходу выставляет огни и знаки, предписанные Правилом 25: бортовые и кормовой огни, а в дополнение к ним может выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — зеленым.

На парусном судне длиной менее 20 м бортовые и кормовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, который выставляется на топе или около топа мачты на наиболее видном месте. В этом случае дополнительные круговые красный и зеленый огни не выставляются.

Парусное судно длиной менее 7 м, если установка на нем предписанных огней практически невозможна, должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения. Аналогичные требования в части огней предъявляются к судну, идущему на веслах.

Если судно идет под парусом и в то же время приводится в движение механической установкой, то оно выставляет ночью огни судна с механическим двигателем, а днем — знак в виде ко-нуса вершииой вниз впереди на наиболее видном месте.

Рыболовные суда выставляют огни и знаки, предписанные Правилом 26. Характерно, что судно, занятое ловом рыбы, выставляет только эти огни и знаки независимо от того, находится ли оно на ходу или стоит на якоре. Если судно не занято ловом рыбы, оно выставляет огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.

Судно, занятое тралением, т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:
— два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, (верхний из которых должен быть зеленым, а нижний — белым), днем — знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим. Судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину; топовый огонь позади и выше зеленого кругового. Судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
— если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к этим огням оно выставляет бортовые и кормовой.

Судно, занятое ловом рыбы другими снастями (сетями, ярусными крючковыми и другими подобными снастями), ограничивающими его маневренность, должно выставлять такие же знаки и подобные огни, но вместо зеленого верхний круговой огонь должен быть красным. Если такое судно выметало снасти и они простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то оно должно показывать в направлении этих снастей дополнительный белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх. Этот огонь должен быть ниже рыболовных огней и располагаться на расстоянии по горизонтали от 2 до 6 м от них, но выше бортовых. Если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к указанным огням оно должно выставлять бортовые и кормовой.

Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать, выставляют огни и знаки, предписанные Правилом 27.

Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:
— два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;
— два шара или подобных знака, расположенных аналогично огням;
— если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к этим огням оно выставляет бортовые и кормовой. Топовые огни не выставляются. Если такое судно стоит на якоре, то оно выставляет только якорные огни и знаки.

Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого операциями по устранению минной опасности, должно выставлять:
— три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым;
— три знака, расположенных аналогично огням. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний — ромбом;
— если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к этим огням оно выставляет топовые, бортовые и кормовой.

Судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклоняться от своего курса, в дополнение к указанным трем круговым огням или трем знакам выставляют огни или знаки буксирующего судна, предписанные Правилом 24, т. е. топовые, бортовые, кормовой и буксировочный огни, а днем — ромбовидный знак, причем эти огни или знак выставляются независимо от того, имеет судно ход относительно воды или нет. При стоянке на якоре такое судно выставляет только якорные огни или знаки. Только якорные огни и знаки должны выставлять и суда, занятые при стоянке на якоре обеспечением взлета или приема летательных аппаратов, пополнением снабжения, передачей людей или груза, так как в этих случаях их нельзя считать судами, ограниченными в возможности маневрировать.

При передаче людей, снабжения или груза с одного судна на другое на ходу, огни и знаки, предписанные для судов, ограниченных в возможности маневрировать, должны выставляться на обоих судах.

Судно, занятое дноуглубительными работами или подобными операциями, при которых оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять предписанные Правилом 27 три круговых огня или три знака, а если существует препятствие для прохода другого судна, то дополнительно:
— два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, для указания стороны, на которой существует препятствие;
— два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных аналогично, для указания стороны, с которой может пройти другое судно;
— если такое судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к этим огням оно выставляет топовые, бортовые и кормовой.

Находясь на якоре, такое судно несет только предписанные ему огни или знаки и не выставляет якорные.

Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют выставлять указанные огни и знаки, то оно должно выставлять три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым. Днем должен выставляться флаг «А» по МСС, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м, видимый со всех сторон.

Судно, занятое операциями по устранению минной опасности, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическими двигателями на ходу, выставляет три зеленых круговых огня или три шара. Один из этих огней или знаков выставляется вблизи топа фок-мачты, а два других — на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно подходить ближе чем на 1000 м к судну, занятому операциями по устранению минной опасности. При этом топовые, бортовые и кормовой огни выставляются независимо от того, имеет судно ход относительно воды или нет. При выполнении судном операций на якоре в дополнение к трем зеленым круговым огням или трем шарам выставляются якорные огни или знаки.

Суда длиной менее 12 м, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать, за исключением судов, занятых водолазными работами, не обязаны выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом.

Суда, стесненные своей осадкой, согласно Правилу 28 выставляют огни, предписанные Правилом 23 для судов с механическим двигателем. В дополнение к этим огням такое судно может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, а в дневное время — цилиндр.

Лоцманское судно при исполнении лоцманских обязанностей выставляет огни, предписанные Правилом 29:
— на топе мачты или вблизи от него — два круговых огня, расположенных по вертикальной линии. Верхний из этих огней — белый, а нижний — красный;
— если судно на ходу, то дополнительно выставляются бортовые и кормовой огни;
— если судно стоит на якоре, то в дополнение к указанным круговым огням выставляются якорный огонь или знак.

Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, выставляет огни и знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.

Суда на якоре и суда на мели выставляют огни и знаки, предписанные Правилом 30.

Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте: в носовой части судна — белый круговой огонь или шар; на корме или вблизи от нее и ниже носового огня —белый круговой огонь.

Судно длиной менее 50 м вместо указанных огней может выставлять на наиболее видном месте один белый круговой огонь.

Любое судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для’освещения своих палуб.

Судно на мели должно в дополнение к указанным огням выставлять на наиболее видном месте два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или три шара, расположенных аналогично.

От выставления предписанных огней и знаков освобождаются: суда длиной менее 7 м на якоре, когда они не находятся в узком проходе, на фарватере, на местах якорной стоянки или вблизи от них и в районах, где обычно плавают суда, а также суда длиной менее 12 м на мели.


Читать далее:

Категория Морская практика