В связи с техническим прогрессом электрооборудование современных судов в значительной степени изменяется и соответственно меняются методы его эксплуатации. Основу требовании по поддержанию судового электрооборудования в хорошем техническом состоянии определяют Правила технической эксплуатации (ПТЭ) судового электрооборудования, выполнение которых обязательно при эксплуатации электрооборудования. Согласно ПТЭ, требуемый режим работы судового электрооборудования и надлежащее техническое состояние обеспечиваются путем вахтенного и технического обслуживания.
При эксплуатации электрооборудования в первую очередь следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей или инструкциями, разработанными ССХ.
Помимо инструкций и ПТЭ, имеются другие документы, которыми следует руководствоваться: Устав службы на судах морского флота СССР; Положение о технической эксплуатации морского флота СССР; Руководство по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации (Регистр СССР); Положение о ремонте судов морского флота; Правила противопожарной безопасности; Правила технической безопасности на судах морского флота; Санитарные правила; Временная инструкция по электроснабжению судов электростанциями переменного тока от береговых сетей; Правила по защите от статического электричества на морских судах; Правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов ММФ; Директивные документы по вопросам эксплуатации судового электрооборудования, издаваемые руководством ММФ и пароходств.
Соблюдение требований перечисленных документов позволяет поддерживать электрооборудование в хорошем техническом состоянии, что, в свою очередь, обеспечивает надежность его работы.
На судне имеется электротехнический штат, состоящий из электромехаников и электриков, число которых зависит от сложности электроустановки, степени насыщенности судна электрооборудованием и условий эксплуатации. Обязанности и подчинение электротехнического персонала установлены Уставом службы на судах морского флота СССР.
Старший электромеханик (электромеханик) непосредственно подчинен старшему механику. В обязанности старшего электромеханика входят: организация технической эксплуатации судового электрооборудования и контроль з.а его работой; ведение технической документации.
Старший электрик (электрик) непосредственно подчинен электромеханику. В его обязанности входит проведение вахтенного и технического обслуживания под непосредственным руководством электромеханика.