Вахтенное обслуживание электрооборудования судов


Категория Ремонт судового электрооборудования

Электрические машины. К вахтенному обслуживанию электромашин относятся: пуск, наблюдение во время работы, остановка.

Электромашины приводят в действие многие механизмы с различными режимами работы. Одни механизмы включают редко и ненадолго (например, брашпиль), другие включают и останавливают часто (грузовые лебедки).

При пуске электродвигателя, редко включаемого в работу, необходимо убедиться внешним осмотром в исправности самого двигателя и механизма, при возможности — провернуть вручную вал, замерить сопротивление изоляции вместе с пусковой аппаратурой. Убедившись в готовности к пуску, можно произвести пуск двигателя; после пуска необходимо убедиться в исправной работе двигателя: по амперметру (если имеется) посмотреть нагрузку; по шуму определить работу подшипников и различных вращающихся частей.

И только убедившись в нормальной работе двигателя, можно оставить его в работе. Указанные операции необходимы, так как за время длительной стоянки двигателя возможны понижение изоляции, попадание посторонних предметов, повреждение частей.

Для электродвигателей, которые часто включают в работу, необязательно перед каждым пуском замерять изоляцию, но после пуска следует убедиться в исправной работе, так как не исключено включение двигателя на две фазы (асинхронный) вследствие неисправности пускового контактора или перегорания одного из предохранителей. В автоматизированных системах управления (АСУ) следует обращать внимание также на срабатывание сигнализации пуска. Во время работы электродвигателей следует периодически контролировать температуру нагрева, состояние подшипников, нагрузку. В случае самостоятельного отключения двигателя во время работы или автоматического переключения на другой двигатель (в автоматических системах) перед новым пуском следует определить причину остановки (переключения). После остановки электродвигатель и механизм должны быть переведены в исходное положение (например, закрыты клапана насосов или вентиляционные лючки электродвигателя).

Распределительные устройства и пульты управления. Эти узлы представляют собой ответственный участок судового электрооборудования, от которого зависит надежность снабжения током всех потребителей. Комплекс мероприятий по вахтенному обслуживанию направлен на непрерывное наблюдение с целью своевременного снабжения питанием потребителей, содержание распределительных устройств и пультов управления в рабочем состоянии и на предотвращение аварийных ситуаций.

К вахтенному обслуживанию допускаются лица, имеющие специальную подготовку. В вахтенное обслуживание распределительных устройств входят: включение и выключение генераторов и потребителей тока; наблюдение за показаниями измерительных приборов и поддержание параметров в требуемых диапазонах; контроль за работой защитной, коммутационной и сигнальной аппаратуры; содержание ее в чистоте.

В качестве коммутационной аппаратуры распространены автоматические воздушные и установочные выключатели, включать и выключать которые следует быстрым движением рукоятки до крайнего положения. Это условие особенно важно для автоматических воздушных выключателей с ручным приводом, так как у них нет пружинного фиксатора. Если произошло отключение автоматического воздушного выключателя, то повторное включение допускается не ранее чем через 5 с. При повторном отключении включение автомата разрешается только после выяснения и устранения причины, вызвавшей отключение. Заклинивание автоматов с целью исключения возможности их срабатывания при наличии неисправностей в схеме или перегрузки запрещается.

При срабатывании установочного автомата разрешается немедленное повторное включение, для чего рукоятку сначала отводят в крайнее отключающее положение, а затем — в положение включающее. Повторное срабатывание выключателей требует выяснения и устранения причин, вызывающих отключение.

Измерительные приборы, включенные на постоянное измерение, не реже одного раза в месяц нужно проверять на положение стрелок относительно шкалы. Стрелки отключенных амперметров, вольтметров и ваттметров должны стоять на нуле, щитового мегомметра — показывать на оо, фазометров и частотометров — в произвольном положении. Контрольные лампы, вышедшие из строя, заменяют.

Электроприводы. На судах имеющиеся механизмы обслуживают, как правило, лица не электромеханического состава, вахтенное обслуживание лицами электромеханического состава в основном сводится к проверке исправного состояния электропривода. При этом перед пуском электропривода в действие следует внешним осмотром убедиться в исправном состоянии двигателя, магнитного контроллера, самого механизма; открыть вентиляционные устройства, если имеется возможность — вручную прокрутить вал двигателя; с помощью мегомметра замерить сопротивление изоляции двигателя и магнитного контроллера; проверить действие электромагнитных и механических тормозов, конечных выключателей, блокировок, электромагнитных муфт; убедившись в исправном состоянии электропривода, опробовать его в действии.

После проверки в действии грузовых, якорно-швартовных, рулевых механизмов следует доложить вахтенному помощнику о готовности их к работе. По окончании работы электроприводов нужно привести их в исходное положение, предварительно убедившись в возможности их дальнейшей эксплуатации.

При вахтенном обслуживании судовых электроприводов, кроме общих положений ПТЭ, следует руководствоваться инструкциями по эксплуатации для каждого отдельного вида механизма.

Аппаратура внутрисудовой связи, сигнализации и управления судном. Телефонная связь всегда должна быть в готовности к действию. Для этого не реже одного раза в сутки следует проверять работу сигнально-вызывных устройств. При вызове на коммутаторе и аппаратах должен звонить звонок и гореть сигнальная лампа. При вахтенном обслуживании следует следить за тем, чтобы все приборы и аппараты внутрисудовой связи были постоянно закрыты, переключатели находились в исходном положении, элементы аппаратов были в исправном состоянии. При появлении неисправностей необходимо срочно принять меры к их ликвидации.

Сигнализацию следует проверять в действии: аварийную — перед выходом судна в рейс и через каждые 10 дней; обиходную и вахтенную — в процессе эксплуатации не реже одного раза в 3 мес; главных двигателей, вспомогательных механизмов, дизель-н турбогенераторов, пожарную — не реже одного раза в сутки; дымности в трюмах — перед включением в работу.

Пожарную сигнализацию и сигнализацию дымности в трюмах проверяют согласно инструкциям по эксплуатации. Пожарная сигнализация должна непрерывно находиться в рабочем положении, отключают ее только с разрешения капитана.

Установку дымности в трюмах включают и выключают с разрешения старшего помощника капитана.

Рулевые указатели, машинные телеграфы, авторулевые. Вахтенное обслуживание заключается в периодической проверке в действии всех датчиков, аппаратов, машин, содержании их в чистоте, поддержании требуемого качества изоляции. Проверку работы и измерение сопротивления изоляции производят перед каждым выходом судна в рейс, а машинных телеграфов — также перед входом в порт.

Подготовку к работе рулевых указателей и приводов рулевых устройств проводят одновременно. Рабочее состояние по программе, зависящей от типа рулевой установки, проверяют электромеханик, второй механик и старший помощник. Результаты проверки фиксируют в судовом и машинном журналах.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования