Нормирование лакокрасочных материалов и пути их экономии


Категория Малярные работы в судостроении

Нормой расхода лакокрасочных материалов считают минимально допустимый расход для получения на поверхности защитной или декоративной пленки оптимальной толщины, обладающей необходимыми качествами.

Норма расхода складывается из следующих величин:
1) полезно используемой краски в зависимости от укры-вистости и материала окрашиваемой поверхности (сталь, дерево, экспанзит, шпаклевка и т. д.);
2) потерь на образование пленок в бидонах и котелках;
3) технологических потерь, зависящих от способа нанесения краски (кистевой, пульверизационный, электростатический и т. д.) и сложности конфигурации окрашиваемых конструкций.

При установлении норм принимают, что технологические и организационные потери не должны превышать величины, и вводят поправочный коэффициент, учитывающий вид окрашиваемой поверхности.

Нормы расхода не учитывают потерь от брака, неисправности оборудования и отступлений от утвержденного технологического процесса.

Судостроительная промышленность потребляет очень много лакокрасочных материалов. Поэтому даже незначительная экономия в этой области может сохранить большие количества грунтов и красок. Однако экономия красок не должна сопровождаться ухудшением антикоррозионной защиты или внешней отделки судна и механизмов. Нельзя экономить материалы путем механического уменьшения числа слоев антикоррозионной

краски или грунта, если при этом не используется более высококачественный материал.

Существуют следующие способы экономии лакокрасочных материалов:
— строгий учет расходуемых материалов и правильно составленные технически обоснованные нормы расхода красок;
— правильное хранение красок в кладовых, аккуратная работа при взвешивании, приготовлении и раздаче красок;
— тщательный сбор остатков в бочках, бидонах и бачках для хранения и переноски красок, а также при промывании краскотерок и мешалок;
— установка поддонов у раздаточных кранов перекачивающих устройств для сбора масел и других жидкостей при случайном переполнении сосудов;
— сокращение потерь жидких красок, стекающих с кисти, а также потерь, вызванных небрежным отношением к материалам (случайным опрокидыванием тары с красками и др.);
— выбор оптимального режима работы при окраске с помощью краскораспылителей, позволяющего сократить потери краски, связанные с туманообразованием, до 3—7%;
— применение оптимальных схем защиты окрашиваемой поверхности, удлиняющих срок ее действия до 18—24 мес.;
— использование красок с высокими антикоррозионными свойствами, обеспечивающих максимальную защиту от коррозии при минимальном числе слоев;
— приготовление красок в полном соответствии с утвержденной технологией без применения низкокачественных заменителей;
— внедрение красок специального назначения (термостойких, кислотоустойчивых, маслостойких, нефтестойких и других), которые имеют более длительный срок эксплуатации, чем краски обычные;
— промывание окрашенных поверхностей, из-за загрязнения потерявших декоративный вид, моющими составами, вместо перекраски их;
— тщательное соблюдение всех технологических инструкций, обеспечивающих возможность длительной защиты изделий от коррозии без перекраски: например, категорический отказ от малярных работ при моросящих осадках, в морозную погоду, по инею, при отпотевании и других неблагоприятных условиях;
— строгое соблюдение последовательности сварочных, сборочных, монтажных и малярных работ на кораблях во избежание перекраски подготовленных или даже окрашенных помещений.

Перечисленные способы не исчерпывают всех возможностей и путей экономии лакокрасочных материалов. Эта задача всегда должна быть в поле зрения работников малярных цехов судостроительных заводов.

Нормой расхода лакокрасочных материалов считают минимально допустимый расход для получения на поверхности защитной или декоративной пленки требуемой толщины, обладающей необходимыми качествами.

Норма расхода складывается из следующих величин:
— полезно используемого материала, из которого на окрашиваемой поверхности образуется пленка;
— технологических потерь, зависящих от способа нанесения покрытия и конфигурации окрашиваемых изделий или конструкций;
— организационных потерь (образование пленок в бидонах и котелках, остатки красок на оборудовании, в шлангах и т. п.).

Нормы расхода не учитывают потерь от брака, неисправности: оборудования и отступлений от утвержденного технологического процесса. Их устанавливают расчетным способом или опытным путем. Расход красок зависит от вида окрашиваемой поверхности или конструкции (ее сложности), способа нанесения краски (кисть, краскораспылитель) и материала, из которого изготовлена конструкция (металл, дерево).

Судостроительная промышленность потребляет очень много лакокрасочных материалов. Поэтому даже незначительная экономия будет способствовать сохранению большого количества грунтов и красок. Однако экономия красок не должна сопровождаться ухудшением антикоррозионной защиты или внешней отделки судна и механизмов. Нельзя экономить материалы, механически уменьшая число слоев антикоррозионной краски или грунта, если при этом не используется более высококачественный материал.

На основании накопленного опыта считают, что при определении нормы расхода надо исходить из минимальной толщины, обеспечивающей надежную защиту от коррозии. Толщина сухой пленки полностью нанесенной защитной схемы может составлять: для битумных красок 125—175 мкм, виниловых 150—200 мкм, масляных, полиуретановых, хлоркаучуковых 125—225 мкм, эпоксидных 200— 250 мкм, эпоксидно-каменноугольных 200—375 мкм. Независимо от сложности конструкций принимается, что потери краски составляют при использовании кистей-любого типа 10%, при использовании пневматических краскораспылителей внутри помещений — 20%, а на открытом воздухе — 30%. Применение безвоздушного метода окраски при квалифицированной работе сокращает указанные выше потери вдвое.

Существуют другие способы экономии лакокрасочных материалов, а именно:
— строгий учет расходуемых материалов, правильно составленные, технически обоснованные нормы расхода красок;“
— правильное хранение красок в кладовых, аккуратная работа при взвешивании, приготовлении и раздаче красок;
— тщательный сбор остатков красок в таре (бидонах, бочках, бак’ах для хранения и переноски красок), а также при промывании краскотерок, мешалок, кистей, краскораспылителей и использование их при менее ответственных окрасочных работах;
— сокращение потерь, особенно значительных при использовании низковязких жидких красок, стекающих с кисти, а также потерь, вызванных небрежным обращением с материалами (случайное опрокидывание тары с красками и др.);
— выбор оптимального режима работы при окраске с помощью краскораспылителей, позволяющего сократить потери краски, связанные с туманообразованием, ДО 2—5%;
— применение оптимальных схем защиты окрашиваемой поверхности, удлиняющих срок ее эксплуатации до 18—24 месяцев;
— использование красок с высокими антикоррозионными свойствами, обеспечивающих максимальную защиту от коррозии при минимальном числе слоев;
— использование красок специального назначения, обеспечивающих более длительную защиту, чем обычные краски;
— приготовление красок в полном соответствии с утвержденной технологией (без применения низкокачественных заменителей);
— промывание загрязненных окрашенных поверхностей, потерявших декоративный вид, моющими составами вместо перекраски их;
— тщательное соблюдение всех технологических инструкции,
— способствующих длительному сохранению антикоррозионных свойств покрытий без перекраски (например, категорическое запрещение производить окраску при моросящих осадках, инее, отпотевании и других неблагоприятных условиях);
— строгое соблюдение последовательности сварочных, сборочных, монтажных и окрасочных работ при постройке и ремонте судов во избежание перекраски подготовленных или даж’е окрашенных помещений.

Перечисленные способы не исчерпывают всех возможностей и путей экономии лакокрасочных материалов. Работники окрасочных цехов судостроительных и судоремонтных заводов должны разрабатывать новые пути решения этой задачи.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении