Общие сведения о грунтовании и окрашивании судовых поверхностей


Категория Малярные работы в судостроении

Условия производства малярных работ в судостроении отличаются от условий выполнения этих работ в других отраслях промышленности, где для малярных работ выделены специальные цехи или участки с хорошо оборудованными рабочими местами, отапливаемыми в холодное время года и снабженными приточно-вытяжной вентиляцией.

В судостроении окраску приходится производить непосредственно на судах, строящихся на стапеле или (Находящихся в достройке на плаву. На судоремонтных заводах окраску ведут на судах, находящихся в доках или поднятых на слип, а мелкие суда — на стенку.

С целью уменьшения объема окрасочных работ на готовом судне грунтовку и частично окраску производят в узлах или секциях. Но даже и в этих случаях очень сложно организовать в цехах специальные участки для окраски узлов или секций. Кроме того, частичная окраска отдельных участков судна не устраняет необходимости полной окраски судна перед сдачей его в эксплуатацию.

Эти особенности малярных работ в судостроении ограничивают выбор оборудования для окраски судов. Из существующих способов окраски могут быть использованы: окраска кистями, обычными или валиковыми; окраска при помощи краскораспылителей обычных или с уменьшенным туманообразованием. В связи с тем, что окраску судов при постройке, доковании или ремонте производят в течение всего года (при пониженной температуре и в ненастную погоду) необходимо принимать меры, уменьшающие влияние неблагоприятных атмосферных факторов на качество окраски. В отдельных случаях, например, при обильной росе, моросящих осадках, тумане, отрицательных температурах, окрасочные работы на открытом воздухе приходится приостанавливать.

В холодное время года для грунтовки и окраски можно применять только специальные грунты и краски или сооружать отепляющие устройства, поддерживающие в районе окрасочных работ температуру 10—12 °С.

Окраска судна кистями — наиболее простой технологический процесс, не требующий специального оборудования.

Окраска при помощи краскораспылителей возможна при наличии сети сжатого воздуха, масловодоотделителя, красконагне-тательного бачка и мощной вентиляционной установки. Наличие последней не обязательно только в том случае, если окраска наружного борта производится на открытом воздухе, и маляры снабжены средствами индивидуальной защиты.

Лакокрасочные покрытия классифицируют по материалу, классу покрытия и условиям эксплуатации. По внешнему виду их разбивают на четыре класса, а по условиям эксплуатации на восемь групп.

Подготовку к окраске производят с учетом указанной классификации. Ее начинают с очистки от ржавчины на законченных отсеках или участках судна после испытания их на водонепроницаемость. В первую очередь подготавливают к окраске и грунтуют помещения, где должны начаться монтажные работы (например, машинные и котельные отделения), а также те участки, которые в дальнейшем будут недоступны для окраски (фундаменты для установки котлов, турбин и других механизмов; поверхности, труднодоступные после установки на них механизмов; трассы для электропроводов; места под вентиляционными каналами, шкафами, различными приборами). В таких местах необходимо наносить два слоя свинцовосурикового или смешанного грунта, или три слоя грунта ХС-010 или ГФ-020.

Остальные помещения грунтуют по мере окончания в них монтажных и других работ. В связи с тем, что на судах одновременно с окраской выполняют большое количество других работ, в том числе сварочных, необходимо тщательно соблюдать все требования по технике безопасности.

При окраске и перекраске судов, находящихся в доках, на малярные работы, даже в холодное время года, отводится минимально короткий срок. Чтобы нанесенное покрытие могло сохнуть как можно дольше, что чрезвычайно важно для его качества, окрасочные работы должны быть выполнены очень быстро. Поэтому необходимо организовать и укомплектовать бригады работниками высокой квалификации, предоставить им широкий фронт работы, максимально использовать механизированные способы окраски. Такие бригады должны иметь в своем распоряжении все необходимое оборудование и инструменты, ее члены должны знать схемы окраски и физико-малярные свойства красок, чтобы уметь самостоятельно выбирать оптимальные условия работы.

При выполнении окрасочных работ на строящихся, ремонтируемых или эксплуатируемых судах необходимо всегда соблюдать элементарные технологические требования, т. е. не производить окраску по мокрой необезжиренной поверхности, по ржавчине или окалине, пересушенным слоям краски и т. п. Любые отклонения от установленной технологии: применение чрезмерно густых или очень разбавленных красок, окраска очень толстыми слоями, использование плохого или неприспособленного для работы инструмента, применение недостаточно доброкачественных красок, введение в краски запрещенных растворителей, спуск, судов с недосушенной или чрезмерно пересушенной пленкой красок, произвольная замена отдельных компонентов краски и тому подобные нарушения,— все это неизбежно приведет к быстрому разрушению краски и интенсивной коррозии корпуса или судовых конструкций.

Грунт — это первый лакокрасочный материал, который наносят на поверхность. Поэтому он должен обладать хорошей адгезией к окрашиваемой поверхности и к последующим слоям красок. Пленка грунта должна быть водостойкой (или при недостаточной водостойкости содержать компоненты, которые могли бы нейтрализовать неблагоприятное влияние влаги, проникшей через пленку краски к слою грунта).

Нанесенные грунты должны высыхать при положительной и отрицательной температурах, а вязкость грунтов — обеспечивать возможность их нанесения на окрашиваемую поверхность.

Очень трудно создать грунт, который бы отвечал одновременно всем перечисленным требованиям. Поэтому при решении вопроса об окраске необходимо учитывать главнейшие требования применительно к данному конкретному случаю.

Выбор грунта определяется материалом, на который он будет нанесен. Необходимо принимать также во внимание время года, в которое производится окраска, способ нанесения грунта и условия эксплуатации окрашенных поверхностей. Это многообразие требований объясняет тот факт, почему на одном и том же судне стальной комингс покрывают грунтом № 81, ХС-010, ФЛ-ОЗК, а расположенную несколько выше надстройку из легкого сплава — грунтами ФЛ-ОЗЖ, КФ-030, ВЛ-02.

Проявляемое иногда стремление к унификации и сокращению числа грунтов нельзя считать оправданным, так как это приводит к ухудшению качества окраски судна. Нельзя забывать также о том, что недостаточно водостойкие пленки грунтов при длительном цикле постройки судна можно сохранить только Дополнительным нанесением более водостойкого слоя грунта.

Загрунтованные и высушенные поверхности окрашивают. Способы окраски выбирают в зависимости от ряда условий — места нахождения окрашиваемой поверхности, схемы окраски, условий эксплуатации, возможности нормальной или искусственной сушки. При выборе схем и последовательности окраски судна и отдельных его помещений необходимо учитывать также срок постройки судна.

Суда с коротким циклом постройки в надводной части покрывают одним слоем грунта (при наличии специальных схем — двумя слоями) и двумя слоями краски. Помещения, занимаемые строителями и командой, проверяющей работу механизмов и производящих их окончательное регулирование, покрывают двумя слоями краски. Окончательно окрашивают эти помещения перед вводом судна в эксплуатацию.

На судах с длительным циклом постройки к грунтованию приступают задолго до сборки корпуса. Грунтуют узлы или секции, чтобы предохранить их от ржавления и тем самым избежать повторной очистки от ржавчины перед окраской. При хранении секций, которое может продолжаться несколько месяцев, а также при последующей сборке корпуса пленка грунта повреждается. Перед окончательной окраской осматривают загрунтованную поверхность, удаляют поврежденные участки и вновь грунтуют всю поверхность судна. Поэтому на суда с длительным циклом постройки необходимо наносить два слоя грунта. В процессе постройки на таких судах значительное число помещений бывает занято рабочими, машинные отделения за время налаживания механизмов настолько загрязняются, что их приходится окрашивать заново. Эти помещения при постройке покрывают грунтом и одним слоем краски, а при окончательной отделке согласно окрасочной ведомости. При очень сильном повреждении старую краску удаляют и производят окраску заново: наносят грунт и необходимое число слоев краски.

Для судов малого водоизмещения, с коротким циклом постройки, принимают следующую принципиальную схему окраски: один слой грунта, два слоя краски во всех помещениях и три слоя — в машинных отделениях и помещениях, занимаемых сдаточными командами.

Помещения, окрашиваемые тремя слоями краски, вначале грунтуют и окрашивают только одним слоем краски. При окончательной окраске наносят два слоя краски. Такая последовательность окраски принята по следующим соображениям: жилые и машинные отделения окрашивают красками светлых тонов, а пленки таких красок при однократном нанесении не могут укрыть всех загрязнений поверхности, которые появляются за время постройки судна, поэтому окраску приходится производить дважды.


Читать далее:

Категория Малярные работы в судостроении