Международные правила предупреждения столкновении судов в море (МППСС—72)


Категория Морская практика

20 октября 1972 г. на Международной конференции в Лондоне была подписана Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море, которая заменила действовавшие ранее Правила предупреждения столкновений судов в море 1960 г. (ППСС — 60). Новые Правила введены в действие с 15 июля 1977 г.

В настоящее время действуют МППСС —72 с Поправками 1981 г., вступившими в силу с 1 июня 1983 г.

В МППСС — 72 входят пять частей, содержащих 38 правил, и четыре приложения:

Часть А. Общие положения (Правила 1 — 3).
Часть В. Правила плавания и маневрирования (Правила 4—19).
Часть С. Огни и знаки (Правила 20 — 31).
Часть Д. Звуковые и световые сигналы (Правила 32 — 37).
Часть Е. Изъятия (Правило 38).

Приложение I. Расположение и технические характеристики огней и знаков.
Приложение II. Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг друга.
Приложение III. Технические характеристики звукосигнальных устройств.
Приложение IV. Сигналы бедствия.

Правила плавания и маневрирования (часть В) сгруппированы в три раздела:
I. Плавание судов при любых условиях видимости (Правила 4—10).
II. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга (Правила 11 — 18).
III. Плавание судов при ограниченной видимости (Правило 19).

Применение МППСС — 72 определяется Правилом 1, а ответственность за последствия от невыполнения их — Правилом 2.

Основной смысл Правила 1 заключается в том, что МППСС — 72 должны руководствоваться все суда стран, присоединившихся к Конвенции, при плавании в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда. Во внутренних водах (часть акватории прибрежного государства, включающая в себя реки, озера, проливы, каналы, заливы, гавани и акватории портов, а также внутренние моря) могут действовать особые местные правила. Эти правила по возможности не должны входить в противоречие с МППСС — 72, но они могут дополнять или изменять отдельные требования Международных правил, если такая необходимость диктуется специфическими особенностями местных условий плавания.

Правило 2 возлагает ответственность на капитана, экипаж судна и судовладельца не только за последствия, могущие произойти от невыполнения того или иного Правила, но и за последствия, которые могут произойти из-за пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или обстоятельствами данного случая. Больше того, пунктом «в» Правила 2 предписывается должным образом учитывать всякого рода опасности плавания и столкновения, все особые обстоятельства, включая особенности самих судов, и в случае необходимости отступать от Правил для избежания непосредственной опасности. Эти положения касаются не только Правил маневрирования, но и организации службы на судне, несения огней и знаков и подачи звуковых сигналов. Невыполнение любого требования (плохая организация службы, неудовлетворительное наблюдение, включая визуальное и слуховое, отсутствие впередсмотрящего и др.), если это может быть поставлено в причинную связь со столкновением, повлечет за собой ответственность. Влияние внешних факторов (ветра, течения, мелководья и т.д.), опасная ситуация сближения нескольких судов одновременно и т. п. требуют разумного отступления от Правил маневрирования.

Указание Правила на необходимость учитывать особенности самих судов, которые могут вызвать отступления от МППСС для избежания непосредственной опасности, требует от вахтенного по-мощника капитана и вахтенных матросов следить за встречными судами и правильно оценивать возможности их маневрирования.


Читать далее:

Категория Морская практика