МППСС—72 и обязанности вахтенного матроса-наблюдателя


Категория Морская практика

Согласно Правилу 5 МППСС — 72 независимо от оснащенности судна техническими средствами и их использования, условий видимости и района плавания на судне должно постоянно вестись надлежащее визуальное и слуховое наблюдение. При организации несения хедовой вахты на мостике должны учитываться время суток, состояние видимости, условия погоды, интенсивность движения судов в районе плавания и т. д. В соответствии с Правилом 7 все имеющиеся средства следует применять с учетом преобладающих обстоятельств, сообразуясь с условиями плавания.

Визуальное и слуховое наблюдение ведут вахтенный помощник капитана и вахтенные матросы-наблюдатели.

В условиях нормальной видимости визуальное и слуховое наблюдение должно вестись с крыльев мостика или другого удобного места, обеспечивающего обзор по всему горизонту. Одной из основных задач впередсмотрящего и других наблюдателей при ограниченной видимости является прослушивание звуковых сигналов других судов и своевременное обнаружение их огней.

Следует иметь в виду, что согласно Правилу 7 предположение об опасности столкновения не должно делаться на основании неполной информации, особенно радиолокационной. Поэтому визуальное и слуховое наблюдение должно обеспечивать не только своевременное обнаружение встречных и других судов, но и определение направления их движения, характера действий, состояния и т. д. с тем, чтобы иметь возможность полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

Независимо от условий видимости матросы-наблюдатели должны вести особо тщательное наблюдение на носовых курсовых углах, и особенно по курсу судна. Учитывая, что скорость сближения судов на противоположных курсах велика, важно своевременно обнаружить судно, правильно оценить обстановку и предпринять заблаговременный маневр для расхождения на безопасном расстоянии. Правило 8 предписывает, в частности, что любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике. Отсюда следует, что матрос-рулевой должен внимательно следить за командами капитана или вахтенного помощника, немедленно и четко выполнять их.

Направление движения другого судна, его размеры, состояние, род деятельности и т. д. можно определить визуально по огням или знакам, которые на нем выставлены. Значит, матрос должен знать навигационные огни и знаки, которые выставляет согласно МППСС—72 то или иное судно, хорошо ориентироваться в характеристиках огней.

Правило 18 устанавливает взаимные обязанности судов, и, в частности, предписывает, что судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу: судну, лишенному возможности управляться; судну, ограниченному в возможности маневрировать;

судну, занятому ловом рыбы; парусному судну. Следовательно, ведя наблюдение, матрос должен, во-первых, знать, какие суда относятся к перечисленным, а во-вторых, уметь опознать их в светлое и темное время суток, т. е. знать огни и знаки, предписанные МППСС — 72 этим судам.

При маневрировании на виду друг у друга, при обгоне, прохождении мимо земснаряда и т. д. суда показывают свой маневр пли намерение звуковыми и световыми сигналами, а при следовании в условиях ограниченной видимости, а также находясь на якоре, суда подают туманные сигналы, предписанные им соответствующими Правилами. Значит, матрос должен знать эти сигналы, чтобы вести грамотное наблюдение.

Естественно, матрос-наблюдатель должен знать световые, звуковые и предметные сигналы бедствия.

Цель настоящей главы и заключается в том, чтобы не столько дословным повторением Правил, сколько их кратким комментированием помочь будущему матросу морского судна четко уяснить смысл тех Правил, которые он обязан знать в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.


Читать далее:

Категория Морская практика