Методы ремонта судов


Категория Организация и технология судоремонта

Для ремонта судовых конструкций и технических средств применяют в основном необезличенный метод ремонта, при котором сохраняется принадлежности восстановленных составных частей, (деталей) к определенному объекту (конструкции, механизму). В этом случае каждый объект, например механизм, разбирают, детали дефектуют, ремонтируют или заменяют, комплектуют и собирают в узлы, а затем выполняют общую сборку механизма.

Такой ремонт целесообразно применять при текущем ремонте, когда объем ремонтных работ небольшой. При капитальном ремонте в данном случае затрачивается много времени, так как механизмы (равно, как и устройства и системы) находятся в ремонте до тех пор, пока снятые с них узлы и детали не будут отремонтированы и установлены на место. Судно при этом простаивает в ремонте до тех пор, пока все механизмы, устройства и системы не будут смонтированы, отлажены и сданы на швартовных и ходовых испытаниях.

Кроме описанного, стандарт устанавливает следующие методы ремонта: агрегатный, обезличенный, поточный.

Агрегатным называется обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или заранее отремонтированными. Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения, например электродвигатель, редуктор, вспомогательный механизм или главный двигатель судовой энергетической установки и т. д.

Для осуществления агрегатного метода создают обменный фонд соответствующих агрегатов. Агрегатный ремонт возможен на судах с унифицированными техническими средствами (механизмами, устройствами и т. д.).

Разновидностью агрегатного метода является комплектно-узловой метод ремонта, при котором заменяют отдельные изношенные комплекты или узлы другими из обменного фонда, например крышку цилиндра у двигателя внутреннего сгорания в комплекте с клапанами, участками трубопроводов и другими деталями.

Таким методом ремонтируют крупные однотипные механизмы (например, главные двигатели) и устройства или применяют его к тем механизмам и устройствам, демонтаж которых нецелесообразен.

Обезличенным называется метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия (судового технического средства).

Обезличенный ремонт обменного фонда, например двигателей внутреннего сгорания, в цехе со специализированными рабочими местами производят в следующем порядке. На дефектовочном участке двигатели комплектуют по маркам, разбирают и дефектуют. Часть деталей отбраковывают. Детали (коленчатые валы, втулки цилиндров, поршни, шатуны и т. д.), подлежащие ремонту, обезличивают, комплектуют и направляют на специализированные участки для ремонта по установленным ремонтным размерам. Картер и блок цилиндров обычно не разукомплектовывают. После ремонта детали комплектуют по ремонтным размерам и подают на сборку. Таким образом, двигатель может быть отремонтирован по каждому ремонтному размеру (первому, второму, третьему ремонтному размеру и т. д.).

При таком методе технология ремонта судовых механизмов приближается к технологии машиностроительного производства. Это позволяет узко специализировать отдельные работы, широко применять средства механизации, групповой метод обработки деталей, принципы селективной сборки. Перечисленные мероприятия значительно снижают трудоемкость и стоимость ремонтных работ, позволяют использовать рабочую силу более низкой квалификации.

Поточным называется метод ремонта, выполняемого на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом.

Приведенный пример по обезличенному ремонту обменного фонда двигателей внутреннего сгорания в цехе со специализированными рабочими местами представляет собой поточный метод ремонта.

На СРЗ Минрыбхоза применяют поточный метод ремонта судов. Его можно осуществлять при наличии определенного количества однотипных судов в ремонте и последующей их ритмичной постановки. Различают поточно-позиционный, бригадно-позиционный и комбинированный методы.

При поточно-позиционном методе судно перемещают по позициям вдоль причала. На каждой позиции выполняют определенные работы. Пример позиций для судна: демонтаж, первое докование, ремонт, второе докование, монтаж, сдача.

При бригадно-позиционном методе суда стоят у причала в определенной последовательности, а специализированные ремонтные бригады перемещаются по судам, выполняя на каждом определенные работы.

Комбинированный метод является сочетанием первых двух. В этом случае имеется ограниченное количество позиций (например: демонтажно-ремонтная, доковая и монтажно-сдаточная) и переходящие ремонтные бригады.

Применительно к конструкциям корпуса судна можно выделить секционно-блочный метод ремонта. Суть метода — дефектный участок наружной обшивки корпуса судна с прилегающим к нему набором удаляют с помощью газорезки, а на его место устанавливают заранее изготовленную по чертежам секцию.

Таким же методом можно заменять надстройки судна и насыщенные оборудованием блоки.

Широкое применение агрегатного, обезличенного, поточного и секционно-блочного методов ремонта позволяет значительно сократить продолжительность заводского ремонта судов и повысить эффективность эксплуатации флота.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта