Легкие грузовые стрелы и их такелаж


Категория Морская практика

Легкая грузовая стрела представляет собой стальную цельнотянутую или сваренную из отдельных кусков трубу с утолщением в средней части. Нижняя часть стрелы называется шпором, а верхняя — ноком.

Шпор стрелы шарнирно соединяется с мачтой или грузовой колонной. Для этого к мачте или колонне на конструктивно заданной высоте от палубы приваривается башмак, имеющий в нижней части подпятник с несквозным отверстием, а в верхней — проушину. В проушину и отверстие в подпятнике вставляется штырь—вертлюг, который имеет на верхнем конце плоскую головку с отверстием. Шпор стрелы заканчивается вилкой с двумя проушинами. Вилка соединяется с головкой вертлюга болтом, имеющим на конце нарезку для гайки и отверстие под шплинт. Такое соединение позволяет стреле поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что необходимо для установки стрелы в нужное положение. Перед постановкой на место вертлюга в башмак вставляется стопорное кольцо, в которое ввернуты два стопорных болта, а выше — обойма (серьга) 6 с отверстием для крепления нижнего направляющего блока грузового шкентеля.

На нок стрелы либо насаживается бугель с четырьмя симметрично расположенными обухами, либо обухи привариваются непосредственно к ноку стрелы. К верхнему и боковым обухам крепятся снасти бегучего такелажа стрелы, а к нижнему — подвешивается блок грузового шкентеля.

Бегучий такелаж стрелы служит для установки ее в нужное положение и выполнения грузовых операций. Основными тросами такелажа являются топенант, оттяжки и грузовой шкентель.

Топенант служит для установки и удержания стрелы в наклонном положении. В качестве топенантов используются металлические тросы большой прочности, так как при грузовых операциях они испытывают значительную нагрузку. Коренной конец топенанта, имеющий огон с коушем, крепится такелажной скобой к верхнему обуху нокового бугеля, а ходовой конец проводится через топенант-блок, закрепленный на мачте или салинге, и идет к месту его крепления на палубе.

Крепление ходового конца топенанта и установка стрелы в нужное положение осуществляются по-разному.

Рис. 1. Бегучий такелаж стрелы

Часто подъем и опускание стрелы производятся не при помощи одиночного лопаря топенанта, а через двухшкивные тали. Верхний блок талей присоединяется к тройнику цепного стопора, а нижний — к палубному обуху. При установке стрелы ходовой конец лопаря талей также заводится на турачку грузовой лебедки.

Для опускания стрелы в обоих случаях необходимо смотать предварительно грузовой шкентель с барабана лебедки, наложить на турачку ходовой конец лопаря топенанта или талей и подобрать его для ослабления цепного стопора. Затем отдать стопор и осторожно лебедкой опускать стрелу до нужного положения, после чего снова взять топенант на цепной стопор.

В грузовом устройстве некоторых судов цепной стопор отсутствует, а ходовой конец топенанта постоянно закреплен на барабане специальной топенантной вьюшки, которая приводится в движение от грузовой лебедки. Вьюшка имеет на валу два барабана: на одном закреплен и намотан ходовой конец топенанта, а на другом — небольшой трос—свистов. Свободный конец свистова при подъеме (опускании) стрелы накладывается на турачку лебедки и при ее включении заставляет вращаться топенантный барабан. Вьюшка снабжена храповым стопорным устройством. На современных судах такие вьюшки имеют самостоятельный электрический привод и называются топенантными лебедками. Устанавливаются также грузовые лебедки специальной конструкции, которые имеют на валу два барабана — грузовой и топенантный. Последний, подобно звездочкам брашпиля, может соединяться с валом и отсоединяться от него с помощью разобщительной муфты.

Рис. 2. Соединение шпора стрелы с мачтой

Оттяжки служат для поворота стрелы в горизонтальной плоскости и удержания ее в неподвижном положении. Каждая стрела снабжена двумя оттяжками — правого и левого борта. Оттяжка состоит из мантыля и талей. Мантыль — это стальной трос, один конец которого присоединен к боковому обуху нокового бугеля стрелы, а второй — к верхнему подвижному блоку талей, основанных растительным тросом. Неподвижный блок талей крепится к палубному обуху или рыму. Стрелы в нужное положение устанавливаются вручную или лебедками потравливанием одной оттяжки и выбиранием другой. После того как стрела установлена, оттяжки обтягиваются втугую и закрепляются за утки на фальшборте.

При больших нагрузках стрела закрепляется дополнительно двумя контроттяжками — стальными гибкими тросами. Контроттяжка одним концом крепится к ноковому бугелю или нижнему концу мантыля, а другим — за утки на фальшборте или кнехты.

Грузовой шкентель служит для подъема и опускания груза с помощью грузовой лебедки. Это гибкий стальной трос, имеющий не менее чем 6-кратный запас прочности. Одним концом шкентель крепится к барабану грузовой лебедки и наматывается на него в нужном количестве ровными шлагами. Свободный конец шкентеля проводится через нижний грузовой блок вдоль стрелы, а затем через грузовой блок, подвешенный к нижнему обуху нокового бугеля. К шкентелю присоединяется грузовой гак с вертлюгом и противовесом. Вертлюг препятствует закручиванию шкентеля, а противовес выбирает его слабину при опускании гака без груза. Чтобы шкентель в свободном положении не провисал, к стреле снизу (примерно на половине ее длины) крепится поддерживающий хомут в виде скобы.

У стрел грузоподъемностью свыше 3—5 т топенант и грузовой шкентель основывают, как правило, в виде талей, что дает выиг* рыш в силе и уменьшает сжимающее усилие в стреле.


Читать далее:

Категория Морская практика