Работа легкими грузовыми стрелами


Категория Морская практика

Работа одной стрелой применяется в основном для разовых подъемов груза. Сущность работы по переносу груза с причала в трюм заключается в следующем. Устанавливают стрелу в рабочее положение, выбирая при этом такой угол ее наклона, чтобы переносимый груз не задевал за фальшборт или леерное ограждение. Работу выполняют 3 чел.: двое на оттяжках и один на грузовой лебедке. Потравливая одну и выбирая другую оттяжки, вываливают стрелу за борт так, чтобы ее нок оказался над грузом. Оттяжки надежно закрепляют, и лебедчик поднимает на шкентеле груз. Затем оттяжками поворачивают стрелу так, чтобы она оказалась над просветом люка, закрепляют оттяжки и лебедкой груз опускают в трюм. Такой способ позволяет использовать полную грузоподъемность стрелы. Однако грузовой цикл занимает много времени и требует постановки 3 чел. на каждую стрелу, причем двое из них вручную разворачивают стрелу в горизйнталь-ной плоскости. Этот недостаток устранен изменением оснастки грузовой стрелы, позволившим механизировать процесс погрузки-выгрузки.

Стрела системы Халлена, называемая иногда стре-лой-краном, не имеет оттяжек. Изменение вылета стрелы и ее поворот в горизонтальной плоскости осуществляются с помощью двух топенантов. Коренные концы топенантов присоединяются к ноку стрелы, а ходовые проводятся через отводные блоки, закрепленные на концах салинга, и заводятся на две топенантные лебедки. Грузовой шкентель обслуживается обычной грузовой лебедкой. Управление топенантными лебедками осуществляется одним сдвоенным контроллером. При одновременном равномерном и одностороннем вращении барабанов обеих лебедок стрела будет подниматься или опускаться, при одновременном и разностороннем вращении — поворачиваться в горизонтальной плоскости, а при неравномерном вращении — поворачиваться и подниматься или опускаться.

Стрела с двумя топенантами имеет несколько модификаций.

Работа одной стрелой с противовесом применяется иногда при погрузке тяжелых и длинномерных грузов. К ноку стрелы крепят стальной гибкий трос. Другой его конец пропускают через канифас-блок, закрепленный на фальшборте, и через направляющий блок проводят на барабан лебедки стрелы, освобожденный предварительно от грузового шкентеля. Нок стрелы выводят за борт примерно на 1 м и оттяжками закрепляют стрелу неподвижно. Отсоединенный от барабана коренной конец шкентеля крепят за обух нокового бугеля стрелы, а к ходовому концу подвешивают груз (противовес) массой 150—200 кг. Стрелу вываливают за борт, выбирая лебедкой заведенный па неетрое-оттяжку. Закрепленный за гак шкентеля груз поднимают лебедкой выше фальшборта и лебедкой травят оттяжку стрелы Г. Под действием противовеса на шкентеле стрелы стрела Г будет заваливаться внутрь судна. Когда груз окажется над просветом люка, прекращают травить оттяжку и лебедкой опускают груз в трюм. Преимущества этого способа погрузки очевидны: после того как стрелы вооружены, грузят двумя лебедками, отпадает необходимость разворачивать стрелу вручную.

Работа двумя спаренными стрелами способом «на телефон» нашла наиболее широкое применение. В этом случае внутренние оттяжки обеих стрел отсоединяют от обухов на ноковых бугелях и к ним присоединяются блоки талей, основанные растительным тросом. Эти тали называются центральной оттяжкой, или «телефоном». Ходовой конец лопаря талей проводят вдоль стрелы и крепят около ее шпора за утку.

Рассмотрим подготовку к работе способом «на телефон» спаренных стрел, закрепленных по-походному в горизонтальном положении, и работу ими при переносе груза с причала в трюм.

На установке стрел в рабочее положение должны работать 5 чел.: двое на боковых оттяжках и контроттяжках, двое на то-пенантных лебедках и один на ходовом конце «телефона». Освобождают стрелы от крепления по-походному, разносят боковые оттяжки и контроттяжки к бортам судна и крепят оттяжки на планшире или палубе так, чтобы угол между стрелой и оттяжкой был наибольшим. Потравливая равномерно боковые оттяжки и выбирая одновременно лебедками топенанты обеих стрел, устанавливают их под нужным углом наклона. Затем боковыми и центральной оттяжками одну стрелу («люковую») устанавливают над люком, вторую («забортную») вываливают за борт. Все оттяжки и контроттяжки выбирают втугую и надежно закрепляют, при этом ходовые концы контроттяжек предварительно пропускают через обухи или рымы на палубе. Шкентели обеих стрел и грузовой гак соединяют между собой специальной трехзвенной скобой или иным способом.

Рис. 1. Стрела системы Халлена

Рис. 2. Работа одной стрелой с противовесом

Рис. 3. Работа двумя спаренными стрелами способом «на телефон»

Рис. 4. Работа одной стрелой, спа ренной с береговой лебедкой

Рис. 5. Подъем спаренными стрелами груза, масса которого превышает грузоподъемность одной стрелы

Перемещение груза осуществляют два лебедчика. Быстрым потравливанием шкентеля «люковой» стрелы массу грузового гака с противовесом переносят на шкентель «забортной» стрелы, а затем травят его и подают гак к грузу. Закрепленный на гаке груз поднимают лебедкой «забортной» стрелы выше фальшборта, а «люковой» лебедкой подбирают лишь слабину шкентеля. Затем начинают выбирать шкентель «люковой» стрелы и потравливать шкентель «забортной», переводя массу груза с «забортной» стрелы на «люковую». Это должно быть сделано так, чтобы груз все время оставался на высоте его подъема. Когда груз полностью перейдет на шкентель «люковой» стрелы, его плавно опускают этим шкентелем в трюм, одновременно потравливая шкентель «забортной» стрелы. Указанные операции на практике совмещают, что сокращает продолжительность грузового цикла.

Работа «на телефон» требует большого внимания и высокой квалификации лебедчиков. Особая осторожность нужна при переводе груза с одной стрелы на другую, так как при этом нагрузка на шкентели возрастает с увеличением угла между ними. Так, при угле между шкентелями, равном 120°, нагрузка на каждый из них становится равной массе поднимаемого груза, а при угле 150° — удвоенной массе. Поэтому при работе спаренными стрелами разрешается поднимать груз, масса которого не превышает 50% грузоподъемности одной стрелы, а максимальный угол между шкентелями не должен превышать 120°.

Работа одной стрелы, спаренной с береговой лебедкой, производится аналогично. Стрела устанавливается так, чтобы ее нок находился над люком, а шкентель береговой лебедки пропускается через блок, закрепленный на соответствующей высоте за береговую конструкцию. Груз на гаке, соединенном с обоими шкентелями, поднимается береговой лебедкой, переносится на шкентель стрелы и опускается в трюм судовой лебедкой. Стрела должна быть закреплена неподвижно оттяжками и контроттяжками. При таком варианте вторая судовая стрела может работать на Другой борт.

Груз, масса которого превышает грузоподъемность одной стрелы, можно поднимать двумя стрелами, спаренными так, как показано на риc. 56. Стрелы основывают одним длинным шкентелем, коренной конец которого закреплен на барабане первой лебедки. Ходовой конец шкентеля проводят через нижний и верхний блоки первой стрелы, затем через свободный блок с грузовым гаком, верхний и нижний блоки второй стрелы к грузовому барабану второй лебедки. Наложив на барабан достаточное количество шлагов шкентеля, закрепляют его на барабане. Стрелы устанавливает под одним углом наклона таким образом, чтобы их ноки были а минимальном расстоянии друг от друга:, вываливают за борт и закрепляют оттяжками. Закрепленный на гаке груз поднимают второй лебедкой настолько, чтобы он свободно проходил над фальшбортом. Потравливая одну и выбирая другую оттяжки, стрелы переводят на просвет люка и второй лебедкой груз опускают в трюм. Поскольку ноки стрел сведены центральной оттяжкой на близкое расстояние друг от, друга, то угол между ветвями шкентеля при свободном блоке очень мал. Поэтому масса груза распределяется поровну между обеими ветвями шкентеля и на каждую стрелу приходится примерно половина массы поднимаемого груза.

Для погрузки одной стрелой груза, масса которого больше грузоподъемности стрелы, необходимо подкрепить стрелу фишами — длинными деревянным брусьями. Их укладывают вдоль стрелы в средней, наиболее напряженной ее части сверху, а при необходимости и снизу и скрепляют в нескольких местах найтовами. Для обжатия найтовов под них забивают клинья. В случае необходимости подкрепляют и шпор стрелы постановкой под башмак прочной подпорки. Работать подкрепленной стрелой надо осторожно, поднимая и опуская груз медленно и плавно.

Все действия лебедчиков при работе стрелами должны производиться только по команде и сигналам руководителя, которые подаются в соответствии с системой сигнализации, указанной в приложении к Правилам техники безопасности на судах морского флота.

Легкие стрелы крепятся по-походному, как правило, в горизонтальном положении. Медленно, потравливая топенант и удерживая стрелу от горизонтальных смещений при помощи оттяжек, опускают нок стрелы в специальное гнездо и набрасывают на него сверху наметку с чекой. Такие гнезда устанавливаются на переборках надстроек, рубок! или в других местах. При отсутствии постоянно закрепленных гнезд предусматривается установка на фиксированных местах постоянных или съемных металлических стоек с гнездами для ноков стрел.

После закрепления стрелы в гнезде крепят по-походному ее такелаж. Гак грузового шкентеля закладывают за палубный рым у мачты носком вверх и закаболивают для предупреждения его самопроизвольного выкладывания при ослаблении троса, а затем лебедкой шкентель обтягивают втугую. Нижние блоки оттяжек отсоединяют от палубных рымов или обухов, закладывают за рымы у шпора стрелы, лопари талей обтягивают и крепят на мачтовой утке. Свободную часть лопаря укладывают в бухту и подвешивают у мачты. Грузовой шкентель и лопари талей оттяжек принайтовливают в нескольких местах к стреле.

Для уборки легкой стрелы по-походному вертикально вдоль мачты предусматривается ее надежное крепление на салинге— бугель с хомутом или гнездо с наметкой. Стрела подтягивается к мачте топенантом и им же или специальным горденем затягивается в гнездо.


Читать далее:

Категория Морская практика