Лайнеры под парусами


Категория Парусная система

Описанные суда и проекты имеют самое обыкновенное и надежное косое вооружение. Полной противоположностью ему является предложение инженера X. М. Баркла (Англия), много работавшего над улучшением гидродинамических характеристик яхт, причем основные надежды он возлагал на жесткие профилированные крылья. Его парусник напоминает гигантскую птицу с поднятыми крыльями. Крылья симметричного профиля с элеронами переходят в боковые корпуса, каждый из которых опирается на управляемые поплавки. Основное назначение крыльев — создавать подъемную силу и, разгружая тем самым поплавки, уменьшать сопротивление корпуса, движущегося с помощью электрогазотурбинной установки, работающей на два винта, расположенных в поплавках. Поплавки при повороте судна поворачиваются вместе с крыльями. Установка элерона улучшает профиль крыла. Едва ли можно надеяться на осуществление этого фантастического проекта. Идея уменьшения сопротивления корпуса за счет аэродинамической подъемной силы на корпусе или межкорпусных конструкциях (мост катамарана или тримарана) известна. Однако такому паруснику потребовались бы особые ветровые условия — сильный и ровный ветер.

Более приемлемо для зоны сильных ветров судно с двумя парусными решетками, которые можно поворачиватьвширокихпре-делах относительно ДП. Их устанавливают на катамаране — судне, наиболее подходящем для размещения пассажиров, жилых и общественных помещений. В случае необходимости на попутных ветрах решетки можно дополнять обычными мягкими парусами типа спинакера. Большая остойчивость катамарана позволяет использовать паруса на аутригерах, подобно лиселям, которые ставили на полных курсах.

Рис. 1. Крылатый парусник X. М. Баркла.

Один из читателей английского журнала «Си бриз», узнав о предложении молодого француза создать судно без запаха машин, с обзорным салоном, открытым пассажирским кокпитом, дающим возможность почувствовать запах моря, наблюдать за парусами, слышать звуки ветра, птиц и морских волн, восторженно написал: «Да, я согласен, запишите меня на рейс!».

Э. Леруж предлагает парусный паром для рейсов через пролив Ла-Манш. Именно здесь в наиболее суетливом месте морского перекрестка он хочет конкурировать с многочисленными паромами-теплоходами и судами на воздушной подушке (СВП). Первый проект Леружа — 30-м катамаран, вооруженный стаксельным кечем, бизань которого имеет сквозные латы. Леруж, изучая направление ветров в проливе, заметил, что чаще всего они дуют вдоль него, а для катамарана курса лучше, чем вполветра, не придумаешь. Удачно спроектированный катамаран при преобладании ветров порядка 5 баллов сможет перевозить пассажиров и автомобили со скоростью обычного парома, не затрачивая ни капли топлива.

Оппоненты этой идеи считают, что паруснику не хватит обеспеченности ветром для поддержания регулярности рейсов. Можно надеяться, чтопритаком сообщении будет соответствующий контингент пассажиров, способных оценить удовольствие от плавания на парусном судне без шума, вибрации и запаха машин. Тем не менее двигатели все же нужны — на безветрие. Мощность их не превысит и четверти мощности обычных судов, а некоторый резерв времени может быть с запасом учтен в расписании.

Трудно ожидать от судовладельцев, что они раскошелятся на большое судно, сравнимое с обычными паромами, но небольшие паромы можно использовать на Средиземном и Карибском морях, везде, где дуют господствующие ветры и где это экономически эффективно.

В качестве возможного варианта парусного вооружения Э. Леруж предлагает так называемое пирамидальное вооружение, разработанное Д. Маннером-Спенсером и являющееся родственником косого.

В следующем проекте катамарана длиной 44,2 м пирамидальное вооружение — основное. Катамаран способен принять на борт 235 пассажиров и 33 автомобиля. Судно может поддерживать регулярное сообщение между, например, Саутгемптолом (Англия) и Шербуром (Франция), делая три рейса в день. В расчетах принято, что время плавания под парусами в течение года составит 285 дней, при работе двигателей и под парусами — 30 пней, если будет использоваться только двигатель — 50 дней. В случае пятибалльного ветра ожидается скорость 25 уз при курсе пполветра и 15 уз при ходе на ветер и в полный бакштаг.

Рис. 2. Пассажирское судно с поворотными ветрорешетками (предложение И. Е. Перестюка).

Пирамидальное вооружение проверено на судне «Шефрен» (катамаран класса «Сноу гус») при скорости ветра от 0 до 30 уз. Леруж твердо уверен — это то, что нужно для парома. Вооружение состоит из мачты, вращающейся на 360°, и четырех основных гиков, на которых устанавливаются симметрично относительно мачты два идентичных стакселя. Для уменьшения вредного взаимного воздействия парусов они разнесены на неменьшее расстояние, чем длина нижней шкаторины. От нижних концов гиков к мачтб проведено по два штага: один к топу, другой — к середине высоты мачты, к краспицам. На первых поднимают рабочие паруса, на вторых штормовые. Вполне возможны комбинации обоих типов парусов. Каждый парус может быть убран накручиванием на свой штаг.

Пирамидальное вооружение позволяет круто идти к ветру, легко и быстро ставить или убирать паруса. При шквале вся система самоустанавливается во флюгерное положение и сохраняется необходимая центровка. На ходу при сильном ветре на этом вооружении не возникает раскачивающих сил, увеличивающих рыскливость и привод к ветру. Силы на парусах, поставленных под углом к ДП, способствуют умерению качки от волн и повышают устойчивость на курсе. Все. паруса работают в невозмущенном потоке на всех курсах, что увеличивает эффективность вооружения, легко устанавливающегося в любом положении относительно ветра. Если удастся обеспечить необходимое соотношение между площадью парусности и водоизмещением и достаточную надежность самого пирамидального вооружения, то последнее может представить определенный интерес для коммерческих судов.

К проектам с наиболее эффективным парусным вооружением относится проект круизного судна В. Пролса. Этот сравнительно мало известный проект представляет собой четырехмачтовое судно с наибольшей длиной 114 м (между перпендикулярами 100,8 м), шириной 16 м, высотой борта 12,7 м и осадкой 7 м; корпус имеет клипер-штевень, развитый кормовой подзор, характерный для парусников прошлого. Все мачты типа «Динариг» одинаковы; каждая несет по 4 паруса. Общая площадь парусности — 3900 м2. Судно имеет две непрерывные палубы, на одной из которых в удобных каютах с санблоками размещены 120 пассажиров. На верхней палубе в длинной одноярусной рубке расположены общественные помещения, разделенные обширным холлом. В носовой части находится танцевальный салон с баром, в средней — столовая и камбуз, далее плавательный бассейн. Интересно решение движителя, закрепленного между двумя огромными рычагами в кормовой части корпуса. При ходе под парусами движитель с двигателем поджат к корме, перед включением опускается в воду.

Рис. 3. Таким может быть паром Ле Ружа

Рис. 4. Туристский парусник В. Пролса (по рис. П. Шенцле)

Рис. 5. Общее расположение парусника В.Пролса:
а — вид сверху; б — верхняя палуба; в — главная палуба.

Между первой и второй мачтами на втором ярусе расположена рулевая рубка. Здесь же находятся штурманская и радиорубка. Спасательное устройство состоит из шлюпок и надувных плотов. «Дина-круиз-шип» — проект самого крупного судна для морских путешествий. Возможно, его суперсовременное вооружение покажется недостаточно романтичным для туриста, но оно более надежно, чем вооружение традиционного парусника.


Читать далее:

Категория Парусная система