Классы и правила обмера


Категория Катера и лодки

Все, малые парусные суда по характеру их использования и району плавания могут быть разделены на гоночные, крейсерско-гоночные, крейсерские (или туристские) и прогулочные. К гоночным яхтам и швертботам относят сугубо специальные суда, предназначенные для гонок по треугольной олимпийской дистанции вблизи берега в море или на озерах. Основным назначением крейсерско-гоночных яхт являются морские гонки на большие дистанции, такие например, как 900-мильные гонки на Кубок Балтийского моря или гонки по водохранилищам Волги и Днепра. К группе крейсерских или туристских яхт относят суда, для которых участие в гонках и развитие максимальной скорости не является основной целью. Часто такие суда снабжают достаточно мощным двигателем, который становится если не основным средством движения, то таким же как и паруса. Туристские яхты отличаются большой автономностью плавания и комфортом для экипажа. И, наконец, к прогулочным парусным лодкам можно отнести яхты и швертботы, которые по уровню комфорта, мореходным и ходовым качествам могут использоваться лишь для кратковременных выходов и походов выходного дня.

Таким образом, мы познакомились с классификацией парусных яхт-по назначению. Суда, которые используются для гонок, делятся в соответствии со спортивной классификацией на классы для того, чтобы в пределах одного класса яхты имели бы примерно равные ходовые качества, а их экипажи могли бы претендовать на успех в гонках в зависимости от искусства настройки судна и управления им. Другими словами, сущность классификации заключается в ограничении размерений яхт и их соотношений, а иногда и обводов, влияющих на ходовые качества и мореходность.

Такими размерами являются:
— длина яхты — чем она больше, тем меньше сопротивление воды движению, а значит, яхта более быстроходна;
— ширина яхты — чем шире яхта, тем больше, с одной стороны, ее сопротивление и масса, а с другой — выше остойчивость и способность нести паруса;
— осадка — чем больше осадка, тем выше остойчивость и лучше лави-ровочные качества яхты;
— высота надводного борта — чем выше борт, тем яхта мореходнее и может нести больше парусов в плохую погоду, но с другой стороны увеличивается масса корпуса;
— водоизмещение — чем больше водоизмещение яхты, тем больше сопротивление воды движению судна;
— площадь парусности — чем она больше, тем при прочих равных условиях больше скорость яхты.

Современной тенденцией в классификации сугубо гоночных яхт является введение классов -монотипов, которые строятся по одним и тем же чертежам при строгом соблюдении правил постройки и обмера, обеспечивающих идентичность формы корпуса, размеров парусов и весовых характеристик, влияющих на ходовые качества яхты. Гаковы, например, классы швертботов «Финн» и «Летучий Голландец», яхта «Дракон» и т. п. С расширением применения стеклопластика принцип монотипизации получил дальнейшее развитие в виде так называемых продукционных классов, идентичность судов в которых обеспечивается благодаря использованию эталонной оснастки для формования корпуса, поставляемой головным предприятием, строго одинакового отбора материала для корпуса и дельных вещей, раскрою парусов по стандартным шаблонам и т. п. В той или иной степени продукционными классами являются сейчас швертботы класса «470», яхты «Солинг» и «Темпест», «Виндсерфер».

В отличие от монотипов существует довольно небольшая группа свободных классов яхт, в которых ограничиваются главные размерения яхт, площадь парусности, иногда — некоторые элементы планировки корпуса и кают, размеры основных деталей набора. В СССР из таких действующих классов можно указать катамаран В и национальный крейсерско-гоночный швертбот Т2. Обводы корпуса яхт свободных классов не регламентируются, также как и ряд других важных для ходкости элементов (например, распределение массы и размеры отдельных парусов). Ясно, что в гонках свободных классов наряду с гонщиком незримо участвует и конструктор, который смог в сравнительно свободных рамках обмера обеспечить судну те или иные ходовые качества.

Несколько иной подход в разделении на классы крейсерско-гоночных яхт. Наладить серийное производство сравнительно крупных и дорогих яхт по одному проекту и в больших количествах, как правило, не удается. Заказчик часто ставит свои специфические требования к оборудованию и даже размерениям судна, поэтому несмотря на огромное общее число крейсерско-гоночных яхт, имеющихся в мире, они отличаются большой «разнокалиберностью». Задача классификации в данном случае состоит в том, чтобы с помощью измерений основных характеристик, влияющих на ходовые качества, определить скоростной потенциал каждой яхты и дать ей гандикап в гонках с соперниками.

Рис. 1. Схема обмера корпуса и площади парусности по правилам IOR.

Кроме того, правила IOR содержат множество ограничений и оговорок, позволяющих более или менее точно учитывать влияние тех или иных конструктивных факторов на ходовые качества яхты.

Задача обмера и расчета гоночного балла крейсерско-гоночной яхты — очень сложная и решается квалифицированными мерителями с помощью электронно-вычислительных машин. Получаемая в результате всех расчетов величина гоночного балла оказывается близкой к длине яхты по ватерлинии и служит основой для расчета гандикапа.

В гонгах с гандикапом результаты определяются не по порядку яхт на финише, а в результате пересчета фактического времени прохождения дистанции в исправленное — с учетом гоночного балла. Это не очень удобно, поэтому в последние годы появилось много яхт с фиксированной величиной гоночного балла IOR, которые получили условные названия «тонников». На «тонниках» проводятся классные гонки (т. е. — без гандикапа) — чемпионаты мира и отдельных стран.

Максимальная величина гоночного балла для яхт-двухтонников установлена равной 32 футам (9,76 м); однотонников — 27,5 ф (8,38 м); 3/4-тонников—24,5 ф (7,47 м); полутонников — 21,7 ф (6,60 м); чет-вертьтонников—18,5 ф (5,65 м) и минитонников—16,5 ф (5,18 м). В СССР получили распространение яхты четверть-, полу- и однотонного классов.

Среди спортивных парусных судов различают национальные и международные классы яхт. Например, в какой-либо стране появляется особый класс яхт, приспособленный для плавания только в данной стране или в данном районе страны, озера. Такие классы называются национальными (у нас классы J16 и Т2).

Международным классом считается класс, официально признанный Международным парусным союзом (IYRU). Для получения статуса международного класса яхты данного типа должны получить распространение не менее, чем в 5 странах на двух континентах. Международные классы в зависимости от срока их принятия IYRU подразделяются на категорию 1 (старше 20 лет) и категорию 2. Из второй категории делается выбор классов яхт для программы очередных регат на Олимпийских играх.

В СССР каждые пять лет Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР утверждает «Правила классификации, постройки и обмера спортивных яхт, принятых в СССР». Они состоят из трех частей:v Часть I. Общие правила классификации, постройки и обмера. Часть II. Частные правила для гоночных яхт международных классов.

Часть III. Международные правила и инструкции по обмеру для крейсерско-гоночных яхт по формуле IOR.

Контроль за выполнением этих правил, а также разработка их на перспективу осуществляются технической комиссией Федерации парусного спорта СССР. При проектировании и постройке крейсерско-гоночных яхт руководствуются также правилами Английского Ллойда, которые изданы для яхт деревянной, композитной, стальной и стеклопластиковой конструкции.

Значительное число яхт различных классов поставляются в СССР из Польской Народной Республики; данные по некоторым из них включены в данную главу.


Читать далее:

Категория Катера и лодки