Швертбот «Оптимист»


Категория Катера и лодки

Швертбот международного класса «Оптимист» спроектирован в 1947 г. Кларком Миллзом в расчете на самостоятельную постройку лодок силами юных яхтсменов из доступных материалов — водостойкой фанеры и сосновых реек. Благодаря простоте конструкции, а также исключительной надежности при управлении малоопытными яхтсменами, лодка быстро завоевала популярность. В последние годы многие судоверфи мира начали серийный выпуск швертботов этого класса не только из фанеры, но и из стеклопластика. Всемирная ассоциация класса зарегистрировала на 1978 г. свыше 125 тысяч судов этого класса. В СССР «Оптимисты» строит Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения; большое число судов импортируется из Польской Народной Республики.

Швертбот предназначен для обучения началам парусного спорта подростков в возрасте от 7 до 15 лет и рассчитан на эксплуатацию на внутренних водоемах (реки, озера), а также в закрытых от волнения прибрежных морских районах. Управляет лодкой один человек.Разумеется «Оптимист»может быть использован и взрослыми спортсменами, например, в качестве тузика или рыболовной лодки.

Лодка широко используется для детских соревнований самого различного ранга, включая чемпионаты стран, континентов и мира. Поэтому корпус и паруса должны соответствовать довольно строгим правилам обмера и строиться из материалов, определяемых этими правилами. В частности, для обшивки применяется фанера толщиной 6 мм, втыкающийся шверт и руль вырезаются из 12-миллиметровой фанеры и т. п.

Плоскодонный корпус благодаря обводам, близким к ящику, очень остойчив; кроме того, яхтсмен на ходу сидит на днище. А в случае шквала нетрудно быстро уменьшить площадь шпринтового паруса наполовину, освободив реек-распорку от крепления у мачты. Непотопляемость обеспечивается с помощью надувных емкостей (одна в носу и две по бортам в средней части) общим объемом 50 дм3.

Мачта, реек (шпринтов) и гик имеют круглое сечение и могут быть изготовлены как из цельного дерева, так и клееными. Прочность мачты рассчитана таким образом, чтобы при. внезапном шквале швертбот с рулевым на борту не переворачивался, а происходила бы поломка мачты. Мачта устанавливается в степсе и пяртнерсе без стоячего такелажа и легко может быть снята вместе с парусом в экстренных обстоятельствах.

Гик упирается в мачту «усами», охватывающими ее полукольцом. Реек одним концом вставляется в петлю на парусе, вторым — в петлю на специальном штерте, который туго натягивается вдоль мачты, обеспечивая нужное растяжение паруса.

Швертботы из стеклопластика снабжаются рангоутом из дюралевых труб и аварийным запасом плавучести в виде блоков пенопласта, прлформованных к обшивке корпуса.

Рис. 1. Детский швертбот класса «Оптимист».


Читать далее:

Категория Катера и лодки