«Казанка» становится комфортабельной и безопасной


Категория Катера и лодки

Були. В настоящее время почти повсеместно инспекции по маломерному флоту запретили эксплуатацию мотолодки типа «Казанка» без бортовых наделок-булей, устанавливаемых в кормовой части корпуса. Благодаря булям удается повысить остойчивость лодки на стоянке и на ходу, увеличить запас плавучести и обеспечить поддержание на плаву кормы лодки в случае ее опрокидывания.

К сожалению, выпускавшийся ранее комплект таких булей (вместе с крепежом) в настоящее время в торговую сеть не поступает, поэтому приводим чертеж их и развертку листа для самостоятельного изготовления.

Детали булей вырезаются из 1,5-миллиметрового листа мягкого (поддающегося холодной гибке) алюминиево-магниевого сплава АМг. Если нет возможности выполнить конструкцию сварной, придется кницы и донышко приклепать.

Все соединения выполняют при помощи алюминиевых заклепок диаметром 4 мм c. прокладочной лентой и шпаклевкой на герметике. Этой же шпаклевкой заделывают все неровности перед грунтовкой и окончательной покраской. Герметичность отсеков необходимо проверить, заполнив их через отверстие контрольной пробки водой «под пресс», т. е. выведя шланг на высоту 0,5—0,7 м над отверстием. Если на конце шланга будет Стеклянная трубка, то наличие течи можно определить по снижению уровня воды. Другой способ — накачать в були автомобильным насосом воздух и, промазав мыльным раствором все наружные заклепочные швы, проверить отсутствие пузырей.

Если нет гарантии в получении герметичности при клепке, лучше еаполнить були пенопластом. Возможно даже изготовление булей целиком из пенопласта с последующей оклейкой стеклопластиком в 2—3 слоя, но при этом надо позаботиться о надежном креплении их к корпусу лодки.

Баки. С установкой булей становятся ненужными кормовые гермобачки, вместо которых можно установить стационарные баки для горючего. Емкость каждого бака около 37 л; их можно сделать сварными из листов алюминиевого сплава толщиной 1,5 мм или изготовить из кровельного оцинкованного железа. Бачок сгибается из одного листа таким образом, чтобы получился один продольный шов, расположенный на верхней стороне. Все замки соединений на бачках из железа нужно пропаять и проверить их герметичность.

Задние и передние крышки баков вырезают по картонным шаблонам, снятым с места — по контуру обвода борта лодки.

При установке баков на лодку продольное ребро жесткости — угольник, проходящий по борту, не убирается. Заклепки, крепящие продольный угольник (опора банки) на четвертом и пятом шпангоуте, срезают; сам этот угольник оттягивается, а после того, как бак станет на место, снова крепится через те же отверстия винтами М4. Жесткость лодки от этого не страдает.

Баки снабжают заливными горловинами с воздушным отверстием (лучше снабдить его вентилем, как это сделано на обычных бачках для подвесных моторов) и заборными трубками. Следует помнить, что отверстия и соединения в нижней части бензобаков на лодках не рекомендуются, поэтому штуцер заборной трубки должен быть расположен вверху.

Тент. «Казанка» и ее модификации — «Южанка» и «Казанка-М» выпускались без теита, что побудило владельцев этих лодок к изготовлению тента свонмихилами. Примером данной конструкции является тентовое устройство, разработанное А. А. Кошколда. Каркас представляет собой набор трубчатых дуг (1—5), соединенных шарнирами (6—10). Передняя дуга и дуга-раскос крепятся к шарниру так, что когда раскос установлен в рабочем положении, дуга фиксируется вертикально. Фиксация всего каркаса производится при помощи среднего шарнира и заднего шарнира. Задняя дуга при этом устанавливается вертикально и удерживается в этом положении раскосом. Чтобы компенсировать переменную ширину палубы, дуги посередине разрезаны и соединены переходниками-трубками. Этим обеспечивается возможность укладки задних дуг при снятом тенте на палубе перед ветровым стеклом.

Оборудование. Ряд мелких усовершенствований вносится и в оборудование лодки. Например, делается более удобным место водителя, если лодкой управляют за румпель. Для этого используется спинка Одного из пассажирских сидений, которая немного укорачивается и устанавливается за кормовой банкой, отгораживая место водителя от мотора. При оборудовании дистанционного управления переднюю поперечную банку заменяют на два раздельных мягких кресла. Пространство под ними используется для хранения мелких предметов.

Рис. 1. Були на мотолодке «Казанка»: схема установки и детали.
1 — наделка; г — донышко; J, 4 — кница; 5 — штуцер; 6 — пробка; 7,— прокладка, резина; 8 — заклепка 4×8.

Рис. 2. Стационарные бензобаки.
1 — бензобак; 2 — заборный штуцер; 3 — воздушная трубка; 4 — заливная горловина; 5 — высадка под бортей вой стрингер.

Штатные сиденья «Казанки» перегораживают весь кокпит и рказываются неудобными, особенно при устройстве на ночлег. Их делают быстросъемными с помощью простейших замков «патефонного» типа, которые ставят на бортовых угольниках-подле-гарсах вместо винтов. К сиденью у его концов крепятся полосы с отогнутыми вверх концами. Один из этих концов при установке сиденья вставляется в прорезь в угольнике, на другой — накидывается скоба замка. Замок и угольник крепят к подлегарсу на винтах, полосу к сиденью — на шурупах.

Пространство под бортовой опалубкой используется для оборудования полочек и закрытых шкафчиков, для размещения походной утвари. Для крепления весел на палубе по-походному используются защелки, которые применяются на капотах автомобилей «ГАЗ-51» и других. Защелки приклепывают к угольнику кокпита против лопастей весел. Крепление достаточно надежно и в то же время весла можно быстро освободить при необходимости. В носовой части палубы для облегчения переноски лодки и вытаскивания ее на берег устанавливают две дополнительные ручки или же крепят к носовому рыму две рукоятки, отлитые из силумина. Рукоятки стягивают одним болтом Ml0.

Рис. 3. Быстросъемное сиденье.

Рис. 4. Автомобильная защелка для крепления весел по-походному.

Рис. 5. Удобная носовая ручка.


Читать далее:

Категория Катера и лодки