Что можно сделать с лодкой «МКМ»?


Категория Катера и лодки

Лодка «МКМ» имеет широкое днище с малым углом килеватости и небольшим отгибом вниз у транца. Вследствие этого лодка глиссирует с минимальным углом ходового дифферента; при встрече даже с небольшой волной из-под низко опущенной скулы этой лодки вырываются тучи брызг и обрушиваются на пассажиров и водителя лодки. Попытки приподнять нос, придав лодке кормовую загрузку, эффекта не дают. Оборудование же «МКМ» дистанционным управлением со штурвалом в носовой части кокпита, у ветрового стекла, еще более усугубляет имеющийся недостаток: лодка уже не только не всплывает на встречную волну, а врезается в нее, теряя ход. Не удивительно, что, несмотря на большую ширину и значительную остойчивость «МКМ», случается опрокидывание лодок данного типа: для этого достаточно на попутной или боковой волне сделать резкое движение румпелем.

Наиболее эффективно избавиться от этого недостатка можно с помощью установки поперечного редана или носового подводного крыла.

Размеры и схема установки поперечного редана указаны на приводимом эскизе. Изготовить редан можно из листа дюралюминия либо другого достаточно жесткого алюминиевого сплава толщиной 1—1,5 мм. Вырезанным обеим половинам редана придается легкая вогнутость, что достигается выколачиванием, листа Деревянной киянкой на песке или «вальцовкой» его вокруг трубы. Носовую кромку листа нужно заточить так, чтобы она плотно прилегала к обшивке. Планки, поддерживающие кормовую кромку редана и соединяющие обе его части на киле, могут быть сделаны из твердого дерева, текстолита или легкого сплава.

Рис. 1. Усовершенствованная лодка «МКМ».
1 — Дуга тента малая; 2 — шарнир дуг; 3 — дуга тента большая; 4 — кормо-во* полог тента; S — боковины тента; 6 — транцевые плиты; 7 — поперечный редан (дюраль), 6 – 1—2 мм; 8 — планка 25×20; 9 — винт М4; 10 — обшивка днища; 11 — заклепка 4×10; 12 — носовая кромка, редана; 13 — угольник 20×20; 14 — брызгоотбойник

Подобный же редан можно изготовить сплошным — из пенопласта или дерева, приклеенных на зачищенный до блеска металл обшивки эпоксидным клеем. Снаружи такой редан после обработки необходимо оклеить двумя слоями стеклоткани.

Стреловидный редан должен воспринимать на ходу около 90% всей массы лодки; это необходимо учитывать при ее загрузке. Показанное на эскизе положение редана рассчитано на размещение водителя в передней части кокпита. Как показал опыт установки подобных реданов, требуется определенная доводка лодки, чтобы получить желаемый результат. Необходимо найти оптимальное расположение пассажиров при их различном числе, угол откидкй мотора от транца, заменить гребной винт на оптимальный для данной нагрузки и скорости. Например, для «Вихря» при четырех пассажирах нужен винт с шагом 264 мм. Полезно также установить транцевые плиты, с помощью которых можно перераспределять нагрузку между реданом и кормовой частью днища и тем самым управлять дифферентом.

Брызгоотбойники. Необходимы скуловые брызгоотбойники, закрепленные на бортах на длине 1,95 м от форштевня. Сделать их можно из полосы 1,5×40 легкого сплава, прикрепленной к корпусу при помощи сплошного дюралевого угольника 20×20 или коротышей, нарезанных из него. Поверхность брызгоотбойников должна быть наклонена вниз под углом около 10° к горизонту для более эффективного отражения брызг.

Приведенные рекомендации в значительной степени уменьшают забрызгивание лодки «МКМ» на ходу, улучшают ее всхожесть на встречную волну. Если редан не устанавливается, то пульт управления лодкой рекомендуется делать не у лобового стекла, как обычно, а в корме. Штурвал и рукоятки дистанционного управления мотором устанавливаются на так называемой консоли.

Тент. Тент, закрывающий кокпит мотолодки в его носовой части, существенно снижает забрызгивание и заливание лодки при плавании против крутой волны и свежего ветра. На рис. 1 указаны размеры для тента, удобного для использования на лодке «МКМ». Когда тент не нужен, его дуги откидывают на шарнире в сторону носа и укладывают перед ветровым стеклом на палубу. При поставленном тенте кормовой полог можно закрутить в скатку и подвесить к дуге на тесемках, оставляя кокпит в корме свободным для управления лодкой. На стоянке кокпит может быть закрыт полностью, а высота под тентом оказывается достаточной для размещения экипажа на ночлег на пайолах.

Рис. 2. Консольный пульт управления на лодке «МКМ».


Читать далее:

Категория Катера и лодки