Как отбить ватерлинию


Категория Катера и лодки

Процесс окраски корпуса судна заканчивается отбивкой ватерлинии. Ровная и правильно — на месте отбитая ватерлиния украшает судно. Каждую весну ее приходится заново прочерчивать и не всегда удается сделать это точно по старому месту. Чтобы ежегодно не тратить время на эту хлопотливую работу, рекомендуется отбить ватерлинию осенью по заметным загрязнениям борта и (при деревянном корпусе) прорезать — углубить ее острой стамеской на 1 —1,5 мм. Весной достаточно наклеить по прорезанной линии узкие полоски пластыря или клейкой бумажной ленты и можно прокрашивать ватерлинию. (Кстати, полосками пластыря или клейкой бумаги отбивают также границу лакированной и окрашенной поверхностей, поверхностей разных цветов и т. д.)

На корпусе только что построенного судна наметить ватерлинию проще всего при помощи шлангового уровня — двух стеклянных трубок, соединенных резиновой трубкой и заполненных подкрашенной жидкостью. Установив судно без крена и на ровный киль (или с дифферентом, который оно должно получить на плаву), подводят одну трубку А к начальной точке С на форштевне или миделе, намеченной соответственно заданной осадке. Затем по уровню жидкости в передвигаемой вдоль корпуса второй трубке Б наносят на борт риски горизонтальной линии. По рискам на края ватерлинии наклеивают клейкую бумагу. Верхнюю кромку ватерлинии в носу и корме надо немного, поднять, для того чтобы получить ватерлинию одинаковой ширины — учесть увеличивающийся развал бортов наружу.

Есть еще один способ отбивки ватерлинии. У судна, стоящего на ровном киле и без крена, ставят в носу и корме козелки со строго горизонтальными верхними кромками, расположенными на уровне расчетной ватерлинии. Работу выполняют два человека. Намелив прочный шнур, они натягивают его с одного козелка до другого таким образом, чтобы он касался корпуса в средней части судна затем один из работающих (а при большой длине судна — третий) оттягивает шнур за середину и отпускает его: на корпусе остается меловой след. Перемещая обе точки крепления шнура вдоль горизонтальных кромок козелков, постепенно намечают ватерлинию все дальше в нос и в корму.

Рис. 1. Разметка ватерлинии по шланговому уровню.

Рис. 2. Отбивка ватерлинии намеленным шнуром по козелкам

Поднять верхнюю кромку ватерлинии у форштевня можно с помощью клина, закрепленного к носовому козелку высокой частью к ДП уже после пробивки горизонтальной нижней кромки.

Накрашивая полосу ватерлинии в кормовой части, под подзором, сделайте ее пошире, с учетом наклона днища, иначе ватерлиния сбоку будет смотреться, Как опущенная вниз.


Читать далее:

Категория Катера и лодки