Интерес к изучению и освоению Мирового океана


Категория Методы океанологии

Интерес к изучению и освоению Мирового океана неизменно возрастает. Успешное же продвижение всецело определяется научно-технической вооруженностью (и перевооруженностью) современной океанологии. Важным оказывается правильно определить направления развития методов и технических средств, составить реальный или близкий к нему прогноз будущего их совершенствования.

Можно, по-видимому, предположить два пути такого развития. Один определяется крупными открытиями в области фундаментальных наук, которые позволяют изучать океан на ином качественном и количественном уровне. Этот путь развития, однако,, практически невозможно сколько-нибудь достоверно прогнозировать. Другой путь развития технических средств океанологии основывается на стремлении улучшить качественно и повысить объем получаемой информации об океане на основе как новых идей и принципов, так и на основе совершенствования технологий. Одной из иллюстраций того, как известный физический принцип на основе последних достижений техники способен обеспечить высококачественные измерения, может служить электромагнитный измеритель течений типа S-4, созданный фирмой «Интероушен». Опираясь на современную технологию, удалось преодолеть многие из существовавших недостатков электромагнитных измерителей скорости и достичь весьма высоких эксплуатационных показателей. Этот прибор, помимо скорости течения, измеряет также температуру, электрическую проводимость и давление. И что самое интересное — он предназначен для работы в системе автономной буйковой станции. А ведь до недавнего времени существовало устойчивое мнение, что электромагнитные измерители течений из-за больших энергопотреблений непригодны для автономных буйковых станций.

Прибор имеет форму шара размером 25 см, внутри которого размещены измерительная схема и запоминающее устройство твердотельной памяти. Масса прибора в воздухе составляет 8 кг, в воде он имеет нейтральную плавучесть. В системе притопленной автономной буйковой станции он устанавливается в разрыв троса с помощью проходящей через него штанги, выдерживающей нагрузку до 4500 кг. В устройстве памяти может быть записано до 104 отсчетов. Питание прибора осуществляется литиевыми батареями, обеспечивающими его работу в течение 2800 ч.

Автономные буйковые станции, вооруженные измерителями подобного типа, способны обеспечить получение высококачественной гидрологической информации.

Из приведенного примера видно, что, анализируя недостатки и учитывая общие тенденции развития ведущих промышленных технологий, можно было бы сравнительно надежно осуществлять и прогнозирование. Однако если прогноз делается на долгий период времени, то, по-видимому, достоверно можно определить лишь некоторые принципиальные тенденции. Целый же ряд частных тенденций развития методов и технических средств можно наблюдать в настоящее время. Правда, это тенденции ближайшего будущего, и на их основе оказывается возможным сделать прогноз на сравнительно короткий период времени. Для того чтобы наметить пути совершенствования технических средств исследования океана, необходимо определить те факторы, которые в той или иной мере препятствуют получению высококачественной информации об океане. К ним в первую очередь можно отнести:
— нестабильность основания, с которого ведутся измерения;
— механическую связь прибора с судном;
— плохую навигационную привязку точки, в которой ведутся исследования;
— невозможность получить результаты измерений на большой площади одновременно;
— большую сложность изучения крупномасштабных явлений в океане;
— ограниченность пропускной способности канала связи;
— недостаточный визуальный контакт исследователя с изучаемым явлением;
— растущие сложности обработки и обозримого представления получаемой информации.

Это далеко не полный перечень факторов, являющихся помехой в современных исследованиях Мирового океана, — лишь наиболее крупные и важные. Рассмотрим далее, какие пути по их преодолению можно было бы предложить.

Нестабильность основания. Как уже отмечалось выше, основным средством исследования океана в настоящее время и в обозримом будущем останутся научно-исследовательские суда. Однако для многих задач уже сегодня научно-исследовательские суда оказываются помехой в получении качественного материала как из-за качки, так и из-за их шумности.

Большую перспективу получают океанологические платформы, прежде всего полупогружные, которые можно устанавливать на больших глубинах и сравнительно несложно осуществлять их транспортировку с места на место с помощью буксиров.

В последнее время появились предложения ряда фирм для добычи нефти и газа использовать так называемые шарнирные платформы, опирающиеся своей нижней оконечностью (достаточно тяжелой) о дно. В верхней части платформы сосредоточены плавучести, что и делает платформу устойчивой. Такие платформы могут устанавливаться на глубинах до 300 м с существенно меньшей трудоемкостью, чем все остальные.

Применение подобных платформ в океанологии в ближайшем будущем сулит получение ценных научных результатов, которые невозможно получить с научно-исследовательских судов.

Механическая связь с судном. Большинство океанологических приборов опускается с борта судна на тросе или кабель-тросе. Поэтому все колебания судна на волнении передаются прибору. Зная регулярность волнения, часто удается отфильтровать наведенные качкой колебания.

С другой стороны, в силу механической связи прибора с судном измерения приходится вести в дрейфе, что также искажает истинные результаты. С этой помехой возможно бороться оборудованием научно-исследовательских судов системой динамического позиционирования, обеспечивающей при необходимости удержание судна в точке. Однако существует экономическая нецелесообразность проведения измерений в океане приборами, имеющими механическую (кабельную) связь с судном.

Стоимость часа работы научно-исследовательского судна достаточно велика и продолжает расти. Прежде всего это определяется ростом стоимости исследовательской аппаратуры, ее количества и сложности. За 20 последних лет стоимость научно-исследовательских судов возросла в 7—8 раз. Поэтому появилось стремление к проведению измерений на ходу судна буксируемыми приборами.

В последние годы возникли автономные пробоотборники, сбрасываемые на ходу судна и затем подбираемые при повторном движении по той же трассе. Это автономные дночерпатели, грунтовые трубки, батометры.

Широкое применение получили теряемые и возвращаемые гидрологические зонды, измерения которыми ведутся на ходу судна. Однако механическая (кабельная) связь зонда с судном все же остается определенной помехой в измерениях.

В ближайшем будущем сбрасываемые (теряемые или подбираемые) измерительные приборы должны вести непрерывную передачу информации либо по гидроакустическому каналу на судно, либо по радиоканалу (через радиобуй или после всплытия с поверхности). Очевидно, что дальнейшим развитием широко известного комплексного гидродинамического зонда типа «Розетта», в котором измерительная система температуры, электропроводимости и давления объединена с набором батометров, будет создание автономного зонда-батометра. Такой прибор сбрасывается с судна и по программе погружается до заданной глубины, регистрируя измеряемые параметры и отбирая пробы воды на заданных горизонтах. На обратном пути судно подбирает всплывшие зонды-батометры. Такая методика существенно сокращает время на выполнение многократного зондирования кабельными и тросовыми зондами-батометрами с судна.

Сегодня очевидна тенденция к автоматизации и роботизации измерений и исследований океана.

Исследователь должен получать конечный результат, например кривую распределения параметра или спектральную характеристику. При этом обработка информации должна вестись непосредственно рядом с измерительным блоком. Такая возможность возникает в связи с постоянным совершенствованием микропроцессорной техники, при этом одновременно упрощаются требования к пропускной способности канала связи, который является сегодня самым слабым звеном. Бортовые микропроцессоры смогут обрабатывать всю получаемую информацию in situ, а по каналу связи на судно будет передаваться конечный результат.

Подобные усовершенствования процесса исследований наблюдаются уже и при проведении ряда гидрофизических исследований, а в последнее время и в аппаратуре сейсмического профилирования. Фирмой «Литтон» предложено в буксируемых антеннах (сейсмических косах) устанавливать миниатюрные микропроцессоры, которые осуществляют синхронизацию, программирование приема сигналов и их предварительную обработку. Использовать микропроцессорную обработку информации предлагается уже сейчас также и в донной автономной аппаратуре: донных сейсмографах, донных акустических маяках-ответчиках и т. д.

Плохая навигационная привязка точки исследования. Прежде всего будет продолжаться совершенствование системы спутниковой навигации на основе ее объединения в интегральную систему навигации вместе с радионавигацией и другими видами полезной информации о движении судна и состоянии водной среды. Точность определения по спутникам постепенно повышается. Новое развитие и применение может найти система инерциальной навигации в связи с появлением высокоточных и малогабаритных прецизионных гироскопических систем, например фирмы «Феранти». Такие малогабаритные системы могут устанавливаться и на подводных аппаратах.

Своего принципиального развития ждет донная акустическая навигация. Донная навигация по гидроакустическим маякам,, к сожалению, не обеспечивает требуемой точности определения. Увеличение числа маяков также не дает существенного прироста точности, а увеличивает лишь надежность определения. Развитие донной навигации в дальнейшем должно идти, по-видимому, другим путем — путем определения местоположения по особенностям рельефа дна.

Вместо длительной привязки донных маяков следует провести предварительную гидроакустическую съемку дна с высоким разрешением с помощью буксируемого придонного многолучевого эхолота и гидролокатора бокового обзора. Затем последует обработка этой информации, кодирование и ввод в память ЭВМ или бортового вычислителя подводного аппарата или робота. Имея подобную топографию донной поверхности, и подводный аппарат, и автономный робот смогут с высокой точностью прокладывать свой маршрут и определять свое местоположение. Начата разработка такой гидроакустической аппаратуры для съемки рельефа дна.

Придонный буксируемый многолучевой эхолот «Бениграф» создан в последнее время фирмой «Бентеч». Он буксируется над дном на небольшом расстоянии в нескольких десятках метров. Информация о .рельефе дна получается многолучевым эхолотом с высоким разрешением и обрабатывается бортовым микропроцессором. Подобная система позволяет получать точную карту микрорельефа дна, привязанную к координатам через навигацию судна и систему донных акустических маяков.

Фирмой «Батиметрикс» создана и система буксируемого локатора бокового обзора «Сонармэп», которая позволяет получить масштабно скорректированное гидроакустическое изображение дна и координатную сетку на одном и том же графопостроителе. Зная положение ГБО во время буксировки, появляется возможность автоматически нанести координатную сетку на получаемое им изображение дна. Система работает в реальном масштабе времени и является следующим шагом после многолучевого эхолота на пути точного картирования дна.

Используя предварительно полученный гидроакустический портрет дна, подводные аппараты и роботы смогут осуществлять свою точную привязку к местности.

Донные маяки останутся, но только как гидроакустические реперы. Здесь же уместно сказать, что дальнейшее развитие получит техническая гидроакустика. Появятся и получат широкое распространение параметрические антенные решетки, что существенно улучшит характеристики акустических профилографов, эхолотов, сделав их остронаправленными. Уже сегодня остро стоит вопрос обработки на ЭВМ гидроакустической информации и прежде всего первоначальной информации локатора бокового обзора с целью ее детализации и наглядного пространственного представления. Это упростит дешифрирование гидроакустических сонограмм и формализует получаемую информацию, давая возможность ее последующей обработки.

Невозможность получить результаты измерений на большой площади одновременно. Уже в ближайшем будущем будет создана глобальная сеть долговременных, автономных, притопленных станций для проведения комплексных измерений с последующей передачей информации на спутники.

Одновременно будет создана сеть долговременных донных станций с передачей информации на притопленные буи и затем на спутники. Будет создана, следовательно, глобальная система отражения гидрофизической обстановки в океане с высокой избыточностью и резервированием возможностей каждой станции.

Сегодня основное препятствие на пути реализации таких комплексов состоит в ограниченных возможностях энергетики. Нужны долгодействующие источники электрической энергии. Существуют, по-видимому, два пути решения энергетической проблемы. Во-первых, необходимо эффективно использовать энергию океана. Работы по созданию долговременных источников электроэнергии такого типа ведутся во многих странах и сулят получение реальных практических результатов. При этом одними из первых такие источники энергии необходимы как раз для долговременных автономных буйковых станций. Во-вторых, необходимо использовать возможности ядерной энергетики и прежде всего изотопные энергетические системы. Здесь также существуют обнадеживающие результаты. Изотопные источники энергии могут быть исключительно удобны для их использования на донных автономных станциях. Обоим этим видам источников энергии, по-видимому, предстоит занять ведущее место в океанологической аппаратуре ближайшего будущего.

Большая сложность изучения крупномасштабных явлений. Исследование полей течений на огромных пространствах и объемах является задачей уже сегодняшнего дня. Проведены полигонные исследования по программе «Полимоде», выполнены измерения течений по программе «Мезополигон». Такие глобальные эксперименты требуют новой технической базы: притопленных автономных буйковых станций, имеющих буи малых размеров при транспортировке (например, на основе надувных резинотканевых емкостей высокой прочности или прочных и легких сферических баллонов, соединяемых в блоки), системы оперативного контроля состояния буйковых постановок и процесса сбора информации. Должна существовать возможность опроса буйковых станций по радиоканалу с судна. С другой стороны, должны быть созданы малогабаритные и мобильные средства телевизионного осмотра автономных буйковых станций, например на основе радиоуправляемых средств малой авиации с телевизионной передающей камерой.

Измерительные приборы должны также претерпеть ряд существенных изменений: иметь большой объем запоминающих устройств, обладать малым энергопотреблением. Одним из путей технического решения задачи долговременных измерений параметров среды в значительных объемах, по-видимому, будет создание специальных конструкций пространственных решеток, устанавливаемых вблизи дна или в толще океана на донных якорях, В узлах соединений конструкций таких решеток будет устанавливаться измерительная аппаратура. Пространственные решетки можно будет ставить на больших глубинах. Будут найдены принципы и способы технической реализации пространственных решеток больших размеров, с размерами сторон в несколько сот метров. Вывод конечной информации с измерительной аппаратуры будет осуществляться на притопленные буи, а затем на спутник. Вся же информация будет обрабатываться in situ микропроцессорной техникой. Подобные долговременные стационары могут стать основой получения регулярных данных о процессах, происходящих в толще океана и в придонной области.

Ограничения пропускной способности канала связи. Задачей первой важности становится совершенствование аппаратуры гидроакустического канала связи и прежде всего достижение его стабильности. Гидроакустический канал связи преобразит технику океанологических исследований, упростит взаимодействие элементов измерительных и исследовательских систем. Станет возможной безкабельная передача информации с автономных донных станций на поверхностные буйковые станции, которые затем всю информацию смогут передать на спутники.

Большое число приборов, опускаемых сегодня с судна на кабель-тросе, станут автономными. Повысится репрезентативность проводимых ими измерений, поскольку исчезнет механическая связь прибора с судном. Общение с автономными подводными аппаратами и роботами сможет осуществляться в развернутом диалоговом режиме. Это позволит передать подводным роботам выполнение многих рутинных программ. Непрерывно происходит и совершенствование кабельного канала связи, который сохранит •свое важное значение надежно связующего звена.

В ближайшее время получат широкое применение кабель-тросы со световодами, что позволит передавать по кабельному каналу связи существенно больший объем информации и упростит аппаратуру канала связи. Начнется широкое использование радиоканала, по которому будет передаваться на суда информация со стационарных измерительных систем, находящихся как в толще воды, так и на дне. Используя спутники, будет передаваться телевизионная информация с судов, ведущих исследования, в центральные институты, находящиеся на материках. Это позволит существенно улучшить организацию проведения исследований, обеспечить оперативный контроль и управление.

Недостаточный визуальный контакт исследователя с изучаемым явлением. Такой контакт обеспечивается техникой подводных исследований. Нужно отметить, что эти технические средства еще далеко не совершенны. Их же высокая эффективность пока объясняется! уникальностью получаемой информации.

Развитие водолазных методов исследования связывается прежде всего с успехами в области физиологии глубоководных погружений. В перспективе использование новых дыхательных смесей, которые позволят увеличить глубину проникновения человека в океан. В перспективе также экипирование водолазов современным исследовательским оборудованием (малогабаритными измерителями параметров, буксировщиками инструмента и оборудования, фототелевизионной аппаратурой, пробоотборным и буровым оборудованием).

Будет расти глубина погружения водолазов-акванавтов в море. Поэтому вместо водолазного колокола будут использоваться автономные подводные аппараты с водолазным отсеком — автономный колокол-аппарат.

Работа таких подводных аппаратов и судна будет происходить в системе донной акустической навигации. Научно-исследовательские суда, оборудованные водолазными комплексами, будут оборудованы системой динамического позиционирования, поскольку глубоководные якоря при больших глубинах не обеспечивают требуемой точности удержания судна, а время, затрачиваемое на постановку судна на якоря,— громадно. Не исключено использование для океанологических исследований и ПБЛ, но, очевидно, на новом конструктивном и технологическом уровне. Безусловно, глубины постановки подводных лабораторий увеличатся в соответствии с проблемами, решаемыми океанологией ближайшего будущего. По-видимому, станет экономически целесообразным комплексное исследование на подводных полигонах с одновременным использованием ПБЛ и подводных аппаратов с водолазным отсеком. При этом ПБЛ могут стать лабораториями для камеральных обработок в течение одних или нескольких суток.

В процессе работы водолаза и его жизни под давлением, при компрессии и декомпрессии будет использоваться малогабаритная аппаратура оперативного контроля основных функций организма. Это позволит избежать возникновения профессиональных заболеваний водолазов и обеспечит постоянный контроль за функционированием техники. Такой контроль с многократным резервированием будет осуществляться ЭВМ. ЭВМ и микропроцессоры смогут оперативно менять и подстраивать программы компрессии и декомпрессии, а также режимы системы жизнеобеспечения в период изопрессии. Дальнейшему совершенствованию и миниатюризации подвергнутся индивидуальная дыхательная аппаратура, аппаратура дозирования и контроля за составом дыхательной смеси. Изолирующие водолазные костюмы будут обеспечены надежной и эффективной системой обогрева.

Основная тенденция совершенствования техники и технологии водолазных погружений, по-видимому, состоит в максимальной автоматизации и компьютеризации всех процессов контроля и управления системами жизнеобеспечения.

Подводные обитаемые аппараты находятся в начале своего развития. КПД современных ПОА довольно низок. Любая даже простая операция на дне выполняется длительное время. Должен возрасти уровень автоматизации исследований, проводимых из подводного аппарата. Человек в ПОА должен быть супервизором, решающим только основные стратегические задачи. Манипулятор, керноотборник и другие приспособления должны будут работать в супервизорном режиме — функционировать по программе под общим контролем человека. В ближайшем будущем ПОА будут снабжены минироботами, которые будут выпускаться для осмотра дна, для разрушения скальных пород, для отбора образцов пород и всплытия с ними на поверхность, для проведения прецизионных гидрофизических измерений вдали от ПОА. Будет создан разветвленный робототехнический комплекс с супервизорным управлением, который обеспечит качественное и эффективное выполнение достаточно разнообразных и сложных операций и измерений на подводном полигоне.

Одним из важнейших достижений явится создание подводных обитаемых аппаратов с большой автономностью плавания. Такие ПОА смогут покрывать расстояния в несколько сот миль. Это расширит сферу их применения, масштаб решаемых задач, сделает действительно доступным для обозрения и обследования наибольшую часть подводного пространства на всех глубинах Мирового океана. Первые шаги в этом направлении уже сделаны фирмой «Микопери».

Такие подводные обитаемые аппараты превратятся в своеобразные подводные базы, осуществляющие исследования дна и придонной области с помощью узкоспециализированных автономных программируемых мини-роботов, сохраняя при этом за собой лидерство в решении стратегических задач.

Подводные необитаемые аппараты, получили широкое применение. Однако, например, буксируемые аппараты современной конструкции, по-видимому, достаточно скоро исчерпают свои возможности. Буксировка ПНА — это весьма дорогая и трудоемкая процедура, поскольку она ведется на скорости не более 2 узлов. Если буксировка происходит вблизи дна, то не исключена возможность потери аппарата, оборудованного уникальной и дорогостоящей техникой. Должны быть, очевидно, приняты меры, которые позволят в единицу времени существенно увеличить объем получаемой информации. Поэтому, по-видимому, появятся буксируемые аппараты с выпускаемыми минироботами для осмотра дна справа и слева от курса движения, для взятия проб и всплытия с ними на поверхность, для посадки на грунт, измерений и всплытия на поверхность. Будут созданы буксируемые комплексы с минироботами, работающими в челночном режиме, выполняющими лаконичные исследовательские задачи. Между буксируемыми аппаратами и минироботами будет существовать диалоговая связь по гидроакустическому каналу, что позволит гибко управлять поведением миниробота, помогая ему в принятии необходимого решения. Все это существенно повысит информативность таких исследований, их эффективность и снизит стоимость.

К 2000 г. будут созданы автономные робототехнические комплексы с мини-роботами узконаправленной специализации. Они смогут с той же скоростью, что и буксируемые аппараты, идти над дном, ведя видеозапись и фотографируя дно. После обработки информация в реальном масштабе времени будет передаваться по гидроакустическому каналу на обеспечивающее судно в виде кодированных сообщений, содержащих основные данные и варианты выбора стратегии поведения. Такие роботы в свою очередь будут выпускать узкоспециализированные минироботы. При этом будут решены задачи полной адаптации роботов и минироботов к окружающей среде, взаимного обмена информацией между базовым роботом и функциональными минироботами. Естественно, что к этому времени будет решена проблема оперативного анализа телевизионного изображения и фотоинформации.

Растущие сложности обработки и обозримого представления получаемой информации. Уже сегодня мы получаем от применяемой техники огромный объем информации. Большая часть информации отправляется в банк данных, которым можно легко воспользоваться. Однако существует информация, которая хотя и может храниться в банках данных, но уже сегодня пользоваться ею и, главное, извлекать из нее пользу становится сложной задачей.

Десятки тысяч фотографий дна и сотни часов видеозаписей требуют своего представления в обозримом виде. Необходимо создать системы обработки фото- и телеизображений и преобразование их, например, в изокартину пройденного маршрута. Это сделает информацию обозримой. Обработка видовой информации обеспечит решение проблемы выделения и анализа образцов. А это даст серьезный толчок к развитию и использованию в океане интеллектуальных роботов. Решение этой проблемы всецело зависит от успехов в области микропроцессорной техники: ее размеров, быстродействия, памяти. Следует заметить, что интеллектуальные роботы будут созданы как помощники, «коллеги» океанолога, помогающие ему в получении и интерпретации информации. В этом их генеральное отличие от промышленных интеллектуальных роботов будущего.

По-видимому, в ближайшем будущем станет сложно пользоваться и основными банками океанологических данных. Очевидно, возникнут новые идеи обработки и представления информации в преобразованном виде, например, путем представления ее в многомерном пространстве. Банки же данных — это первичный материал, которым можно успешно воспользоваться в случае решения конкретного вопроса.

Один из основных вопросов — какими могут стать научно-исследовательские суда? Они уже сегодня прежде всего должны быть оборудованы системой динамического позиционирования. Это существенно улучшит условия проводимых исследований. Они должны быть оборудованы многолучевыми эхолотами, локаторами бокового обзора ближнего и дальнего действия, мощными вычислительными комплексами, позволяющими решать тактические и стратегические задачи. Научно-исследовательские суда будут комплексно снабжены исследовательскими техническими средствами.

Весьма вероятно, что научно-исследовательский флот к 2000 г. станет парусным, оборудованным современными автоматизированными системами управления парусами. Это снизит шумность судов, удешевит их эксплуатацию, даст возможность с большей простотой решать многие задачи океанологии.

Специально следует остановиться на идеологических аспектах структуры и возможностей судовых вычислительных комплексов ближайшего будущего. Так же как и научно-исследовательские суда, судовые ЭВМ функционируют длительный период времени и оказываются самым дорогостоящим их оборудованием. В связи с этим в основу идеологии должны быть заложены такие стратегические принципы, которые бы обеспечили развитие вычислительных комплексов в связи с изменяющимися задачами и требованиями, тем самым предотвратив их моральное старение.

В последнее время наметился ряд тенденций, основываясь на которых появляется возможность выработки структуры судовой ЭВМ, отвечающей генеральным задачам океанологических исследований ближайшего будущего.

Прежде всего уже сегодня существует настоятельная необходимость создания вычислительных комплексов, объединяющих мощные, мини- и микро-ЭВМ в достаточно больших количествах. Это диктуется стремлением гибкого разделения общих ресурсов памяти и быстродействия. При этом пользователь должен иметь возможность по своему усмотрению объединять в любых сочетаниях различные средства вычислительной техники в системы и комплексы. Основой, на которой наилучшим образом могут быть реализованы эти требования, может быть принцип функциональной модульности, позволяющий объединить в любых сочетаниях различные средства вычислительной техники, что позволяет добиться новых конечных качеств вычислительного комплекса.

Сегодня, в частности, предполагается, что базой такой новой технологии могут быть локальные вычислительные сети. Они дают возможность эксплуатации совместных интерфейсов и протоколов, обеспечивая при этом создание новых сочетаний.

Локальные вычислительные сети дают возможность соединения вычислительной техники разной мощности и назначения при помощи линий передачи данных. В локальных вычислительных сетях для соединения систем используется конфигурация общей магистрали (общая шина, кольцо). Важным качеством локальных вычислительных сетей оказывается независимость их функционирования от операционных систем, что обеспечивает их автономность работы вне зависимости от работоспособности систем вычислительного комплекса. Важным оказывается также и то, что локальные вычислительные сети предполагают создание вычислительных комплексов на основе стандартных устройств и элементов вычислительной техники без проведения специальных разработок.

По-видимому, идеология локальных вычислительных сетей является одной из возможных в общем подходе к созданию судовых вычислительных комплексов будущего.

Завершая экскурс в недалекое будущее техники исследования Мирового океана, можно, суммируя, сказать, что прогресс в существенной степени будет зависеть от развития энергоемких источников автономного питания исследовательской аппаратуры, совершенствования гидроакустического канала связи и, наконец, от возможностей и параметров микропроцессорной техники и ее периферийных устройств. Именно они оказываются фундаментом, на котором успешно сможет развиваться и совершенствоваться большинство основных технических средств исследования Мирового океана.


Читать далее:

Категория Методы океанологии