Инструменты, применяемые при ручной и механизированной окраске


Категория Морская практика

Окрасочные работы на судне включают подготовку поверхности к окраске, подготовку окрасочных средств и инструмента, грунтовку, шпаклевку и окраску поверхности.

Подготовка поверхностей к окраске заключается в тщательной очистке ранее окрашенной поверхности от пыли, грязи, появившейся ржавчины и непрочно держащейся краски. В судовых условиях подготовку поверхностей производят вручную или механизированным способом с применением соответствующих инструментов.

Рис. 1. Ручной и механизированный инструмент для окраски:
а — кирка: б — скребки; в — металлические щетки; г — шпатели; д — цикли; е — пневматический молоток; з — пневматические шарошки; ж — пневматическая щетка

Кирка — ручник с заостренными в различных плоскостях концами. Служит для ручной обивки толстых рыхлых слоев ржавчины на небольших площадях и в местах, где применение механизированного инструмента затруднительно или малоэффективно.

Скребки — стальные с заточенными краями прямые и загнутые полосы или насаженные на рукоятки треугольные стальные пластины. Используются для удаления вручную небольших слоев ржавчины и непрочно держащейся краски.

Щетки металлические применяются для окончательной зачистки металлических поверхностей от ржавчины и старой краски.

Цикли — тонкие стальные пластинки, с помощью которых удаляются слои старой краски и лака с деревянных поверхностей.

Шпатели — стальные или деревянные лопатки для нанесения шпаклевки на подготавливаемую к окраске поверхность. Деревянными шпателями наносят обычно первый слой шпаклевки, а металлическими — последующие слои. Более толстые стальные шпатели используются наряду со стамесками и скребками для удаления слоев рыхлой ржавчины, непрочно держащейся опалины и размягчившейся краски.

Пневматический молоток — механизированный ручной инструмент ударного типа. Имеет один или несколько стальных бойков с насечкой, которые приводятся в действие ежа-тым воздухом. Боек совершает от 1 до 6 тыс. ударов в минуту, удаляя даже прочно держащиеся на металле окалину и ржавчину.

Пневматические щетки и шарошки — механизированный ручной инструмент с пневматическим ротором, который приводит во вращение кольцевую металлическую щетку или специальную шарошку. Шарошки применяются для удаления слоев непрочно держащейся ржавчины, а щетки — для окончательной зачистки поверхностей.

Электромеханические щетки и шарошки имеют то же назначение, что и пневматические, и конструктивно отличаются тем, что валик, на который насажена щетка или шарошка, приводится во вращение электродвигателем.

Кисти малярные выпускаются различных размеров и формы. Для судовых окрасочных работ применяются кисти, изготовленные из свиной щетины, конского, барсучьего, беличьего, колонкового, хорькового или искусственного волоса.

Маховые кисти — самые большие круглые кисти. Изготавливаются из свиной щетины или конского волоса и используются для окраски больших поверхностей. Выпускаются различных размеров и маркируются в зависимости от диаметра или ширины металлической оправы.

Кисти-ручники — средние по размеру кисти с мягким упругим волосом. Изготавливаются различных форм и размеров. Внутри ручников имеется пустота, которая является как бы запасным резервуаром для краски. Применяются для окраски внутренних помещений, надстроек, подволоков и т. д.

Рис. 2. Малярные кисти:
а — маховые; б — ручники; в — филеночные; г — трафаретные; д — флейцы; е — торцовая; ж — валиковая

Филеночные кисти — небольшие круглые или плоские кисти из щетины.

Трафаретные кисти аналогичны ручникам, но имеют более короткую и жесткую щетину с тупым обрезом. Применяются для окрашивания по трафарету.

Флейцы — плоские кисти из длинного и мягкого барсучьего волоса.

Торцовые кисти — кисти с коротким жестким волосом, по виду напоминающие щетки. Используются для обработки поверхностей с целью уменьшения глянца покрытия.

Валиковая кисть — вращающийся на ручке пластмассовый валик, обтянутый цигейкой, стриженой овчиной, искусственной тканью или пористой резиной. Применяется для окраски больших поверхностей.

Разделочные кисти — небольшие кисти из беличьего или конского волоса. Используются при разделке окрашиваемых поверхностей под ценные породы дерева. Для этой же цели применяются гребешки, изготовленные из дерева, листовой стали, пластмассы или резины.

Маркировочные кисти — небольшие кисти с коротким барсучьим, хорьковым или искусственным волосом с острым обрезом. Применяются для нанесения надписей и цифр.

Новые кисти рекомендуется некоторое время использовать при подготовительных работах, и только после того, как они немного обработаются и станут более эластичными, их можно применять для ответственной окраски. После работы необходимо кисти тщательно отжать от остатков краски и промыть. После окраски эмульсионными красками кисти промывают сначала теплой во-^ дой, затем водой с мылом, а после окраски масляными красками — уайт-спиритом, скипидаром или керосином. От остатков спиртовых лаков кисти отмывают ацетоном. Остатки нитролака, нитроэмали, эпоксидных составов и т. п. отмывают соответствующими растворителями. После полного удаления краски промывкой кисть отжимают и досуха вытирают ветошью. На время непродолжительных перерывов в работе кисти можно оставлять в той же краске. Нельзя хранить кисти в керосине или растворителях, так как это ухудшает качество щетины и волоса. Отмытые от краски и просушенные обычные кисти хранят так, чтобы волосяная часть не деформировалась, а валиковые кисти — в подвешенном состоянии.

Краскораспылители — аппараты для механизированной окраски. Они подразделяются на пневматические краскораспылители и аппараты безвоздушного распыления.

Пневматические краскораспылители, отличаясь один от другого по конструкции, имеют общий принцип работы. Он заключается в том, что к выходному соплу в головке (форсунке) пистолета краскораспылителя по различным каналам внутри корпуса подаются одновременно под давлением краска и воздух. Проходя через сопло с большой скоростью, воздух захватывает частицы краски и выбрасывает ее из аппарата в виде распыленной струи — факела. В зависимости от конструкции головки или ее положения факел может иметь различную форму — плоскую, круглую или вращающуюся. Краска под давлением подается различными способами: от отдельно расположенного красконагнетательного бака (в краскораспылителе КР-20), самотеком от съемного наливного бачка, установленного сверху на аппарате (в краскораспылителе СО-71) или по принципу эжекции из бачка, расположенного под распылителем (в краскораспылителях КР-10 и КР-30). Воздух под давлением подается в распылитель от компрессора. Для исключения загрязнения краски примесями воздух перед поступлением в распылитель проходит через масловодоотделитель.

Качество окраски краскораспылителем во многом зависит от правильного соотношения количества подаваемой краски и воздуха, т. е. от диаметра сопла и давления воздуха. При недостаточной подаче краски и избытке воздуха струя будет пульсировать, а при недостатке воздуха и избытке краски — вылетать из распылителя в виде крупных брызг. В зависимости от конструкции краскораспылителя необходимое соотношение количества подаваемой краски и воздуха регулируется с помощью редуктора на краскораспылительном бачке и масловодоотделителе или регулятором иглы форсунки. Для нанесения первого грунтовочного слоя пневматические краскораспылители не применяются, так как защитные свойства нанесенной ими пленки грунта недостаточны. Поэтому первый слой грунта наносится, как правило, обычной кистью или аппаратами безвоздушного рыспыления.

Аппараты безвоздушного распыления применяются для нанесения лакокрасочных материалов при грунтовке и окраске подводной и надводной частей корпуса судна, надстроек, палуб, судовых помещений, оборудования и др. Для этих целей применяются аппараты безвоздушного распыления типа БР-1, БР-2, «Виза», «Спрут», «Луч-2», «Факел-3» и др. Их общей особенностью является то, что лакокрасочный материал поступает в пистолет краскораспылителя под большим давлением, обеспечивая высокое качество нанесения грунта и краски. Сжатый воздух высокого давления позволяет наносить на поверхность высоковязкие и более толстые слои краски.

Окрасочные работы на судах силами экипажа производятся аппаратами типа БР-2, «Факел-3» и «Факел-4».


Читать далее:

Категория Морская практика