Подготовка поверхностей к окраске


Категория Морская практика

Надежность и долговечность защиты лакокрасочными покрытиями металла от коррозии и дерева от гниения во многом зависят от качества подготовки поверхностей к окраске. Объем, технология и технические требования очистки поверхностей под окраску зависят от материала, состояния и условий эксплуатации окрашиваемой поверхности.

Стальные поверхности перед возобновлением окраски очищаются от непрочно держащейся старой краски и ржавчины. В зависимости от размеров корродированной поверхности, толщины и состояния слоя ржавчины ее обивают вручную или с помощью механизированных инструментов. Толстые рыхлые слои ржавчины обивают кирками или пневматическими молотками, прочно держащиеся на металле окалину и ржавчину — пневматическими молотками. Для удаления небольших слоев ржавчины и непрочно держащейся краски применяют шкрабки, стальные щетки, пневматические или электромеханические щетки и шарошки. Обивку ржавчины кирками или с применением механизированного инструмента надо производить так, чтобы после очистки на металле не оставалось зазубрин, заусениц и насечек, усиливающих коррозию. Окончательно поверхность зачищают до металла пневматическими, электромеханическими или ручными стальными щетками. Особо тщательной зачистке подлежат стыки листов, места соединения отдельных частей и деталей, различные углубления на поверхности. На очищенных от старой краски поверхностях не должно быть неровностей. Поэтому края очищенных участков с хорошо держащейся старой краской надо сгладить острой шкраб-кой, стальным шпателем или стамеской, затем зачистить пемзой или шкуркой. Зачищенную поверхность следует протереть сухой ветошью, а при наличии на ней жирных и масляных пятен — ветошью, смоченной уайт-спиритом или скипидаром. Для облегчения снятия остатков старой краски могут использоваться специальные составы—смывки, поставляемые в готовом виде (СД, СП-6, СП-7, СПС-1, АФТ-1). Нанесенные на поверхность кистью, валиком или аппаратом безвоздушного распыления, смывки размягчают краску, после чего она легко удаляется ручными инструментами. Для полного удаления следов краски и остатков смывки поверхность протирают ветошью, смоченной растворителем. Смывки применяются в основном для удаления старой краски с больших площадей металлических наружных поверхностей.

Обезжиривание моющим раствором можно выполнять при температуре окружающего воздуха не ниже 10°С путем одно- или двукратной протирки поверхности ветошью или поропластом.

Пр.и возобновлении окраски по старому прочно держащемуся покрытию поверхность тщательно моют водным раствором мыла или других моющих средств для удаления пыли, грязи и налета солей. Оставшиеся неотмытыми пятна масла и жира удаляют ветошью, смоченной уайт-спиритом. Для окончательного удаления компонентов моющих растворов поверхность тщательно промывают чистой пресной водой.

Оцинкованные и алюминиевые поверхности следует очищать с особой осторожностью, не допуская повреждения цинкового покрытия и окисной, или плакирующей, пленки, так как это приводит к быстрому развитию коррозии металла. Поэтому при очистке нельзя применять острый и твердый инструмент (шкрабки, стальные щетки и т. д.).

Очистку алюминиевых поверхностей следует производить скребками из алюминия, жесткими щетинными или волосяными щетками, а при очистке стальных оцинкованных поверхностей применяют затупленные стальные шпатели или мелкозернистую шлифовальную шкурку. Для удаления старой краски с алюминиевых и стальных оцинкованных поверхностей применяется также смывка СД (СП). Обезжиривание поверхностей перед грунтовкой производится протиркой их ветошью, смоченной уайт-спиритом.

Деревянные поверхности перед окраской должны быть сухими, чистыми, ровными, без потеков клея, жирных и масляных пятен.

Поверхности, окрашиваемые впервые, должны иметь влажность не более 15%. Имеющиеся на поверхности сучки и отдельные гнезда смолы следует осторожно вырубить стамеской на глубину 2—3 мм. Для удаления смолы, выступающей на больших участках поверхности, такие места тщательно промывают 25%-ным раствором кристаллической соды. Затем зачищают шероховатости и покрывают поверхность натуральной олифой. Чтобы олифа равномерно и на большую глубину пропитывала верхний слой дерева, лучше олифить дерево во второй половине теплого солнечного дня, когда оно хорошо просохнет и нагреется. С этой же целью олифу слегка подогревают. Пористое дерево олифят 2 раза.

Окрашенные ранее деревянные поверхности очищают от непрочно держащейся старой краски скребками, шпателями или циклями с последующей протиркой чистой ветошью. В случае необходимости очищенные поверхности прошкуривают наждачной или стеклянной шкуркой. Края прочно держащейся старой краски сглаживают шкуркой или пемзой. После прошкуривания поверхность обметают сухой волосяной щеткой, промывают теплым мыльным раствором и скатывают чистой пресной водой. После тщательной просушки зачищенные места пропитывают 1—2 раза натуральной олифой, в которую добавляют небольшое количество сухой охры для создания шероховатости, что способствует лучшей адгезии грунтовочного слоя.

Поверхности из стеклопластика очищают от грязи и старой плохо держащейся краски с помощью щеток, деревянных или металлических шпателей. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить стеклопластик. Очищенные поверхности прошкуривают шлифовальной шкуркой, очищают от пыли, обезжиривают и протирают чистой сухой ветошью. Незначительные повреждения глубиной до 1 мм заделывают шпаклевкой ЭП-00-10 или ПФ-00-2.

Очистка поверхностей от старой краски, ржавчины и окалины должна производиться в защитных очках и респираторах.


Читать далее:

Категория Морская практика