Электроэнергетические установки


Категория Судовые энергетические установки

Общие сведения о судовых электростанциях. Комплекс устройств, обеспечивающих производство, преобразование и распределение электроэнергии на судах, называют электростанцией. К основным элементам судовой электростанции (СЭС) относят первичные двигатели, электрические генераторы и главный электрораспределительный щит (ГЭРЩ) с приборами контроля, сигнализации и защиты.

По назначению СЭС делят на основные, аварийные и специальные. Основные электростанции обеспечивают подачу электроэнергии ко всем потребителям на любых режимах работы судна; аварийные при выходе из строя основной СЭС снабжают электроэнергией только определенное число потребителей, например средства пожаротушения, электропривод водоотливных насосов, рулевой электропривод, радиостанцию, щит сигнально-отличительных огней, приборы аварийной сигнализации, цепи судовой электроавтоматики, приборы аварийного освещения и т. п.

Специальные электростанции вырабатывают энергию для гребных электрических установок на дизель-электроходах.

В качестве первичных двигателей СЭС на судах применяют различные типы вспомогательных дизелей, а в качестве источников энергии — генераторы постоянного и переменного тока. На речных судах главным образом используют генераторы постоянного тока со смешанным возбуждением типов П, ПН, ГПМ и генераторы трехфазного переменного тока типов МС, МСС, ГСС. Обмотки возбуждения у синхронных генераторов типа МС включены в цепь специального генератора 200 постоянного тока (небольшой мощности) с параллельным возбуждением. Синхронные генераторы типов МСК и ГСК выполнены с системой самовозбуждения. В качестве первичных двигателей СЭС используют дизели 48,5/11; 410,5/13; 412/14; 415/18; 418/22; 423/30; 431/33; 411/15; 416/22,5; 417,5/24; 418/26; 418/36; 420/26 и др. мощностью 7,4—736 кВт и более.

Мощность электростанции зависит от типа судна и числа потребителей электроэнергии. На современных судах, как правило, устанавливают несколько генераторов, причем предусматривается их автономная (раздельная) и параллельная работа. Дизель-генераторы и электрораспределительные щиты обычно монтируют в одном общем помещении, имеющем выход на открытую палубу.

В качестве аварийных источников электроэнергии используют и аккумуляторные батареи. В зависимости от мощности их устанавливают на судах в специальных аккумуляторных помещениях, ящиках или шкафах. При работе аккумуляторные батареи выделяют газы, которые могут образовывать взрывчатую смесь, поэтому аккумуляторные помещения оборудуют вентиляцией, не связанной с другими объектами.

На некоторых судах генераторы приводятся в действие непосредственно от главного дизеля или через редуктор от главного валопровода. Такие установки называют валогенераторами. Они обеспечивают подачу электроэнергии к потребителям на ходовых режимах судна. Во время стоянки потребители получают энергию от автономного (стояночного) дизель-генератора. При наличии валогенератора схема электростанции должна обеспечивать: автоматическое переключение нагрузки с валогенератора на дизель-генератор (при пуске и подключении дизель-генератора к шинам ГЭРЩ валогенератор должен отключаться независимо от напряжения на шинах); в момент перевода нагрузки с валогенератора на работающий дизель-генератор и обратно перерыв в питании ответственных потребителей, обеспечивающих ходовой режим судна, должен быть не более 3 с.


Читать далее:

Категория Судовые энергетические установки